Статьи о радио и телевидении. Сколько времени за год человек в среднем слушает музыку

Звук — это волна, распространяющаяся по упругой среде, состоящей из воды, воздуха и различных материалов. Интенсивность звуковых колебаний измеряется в децибелах, частота, с которой человек воспринимает тон звука, измеряется рукой.

Эффект Моцарта: как музыка влияет на мозг и помогает ли она развивать интеллект

Музыка всегда была чем-то большим, чем просто развлечением. Еще древние говорили о влиянии звука на человеческий организм и поведение человека, а сегодня несколько направлений используются для борьбы за социальную справедливость. Современная наука также интересуется музыкой. Ученые проводят эксперименты, чтобы выяснить, как он влияет на мозг и какую пользу может принести нам. The Nife» рассказывает, почему занятия музыкой полезны для всех и может ли прослушивание классических произведений повысить IQ.

Широко распространено мнение, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на мозг. Хотя мы не согласны во многих деталях, например, в том, что полезнее — фортепианные концерты или проект «Скрипка Моцарта», в целом способность классической музыки делать нас лучше редко подвергается сомнению.

Концепция феномена Моцарта возникла в начале 1990-х годов: в 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне сообщили о результатах эксперимента. Сами авторы произведения не дали этому явлению громкого имени. Феномен Моцарта» обсуждался, когда новые инциденты стали популярны за пределами научного сообщества и породили множество обобщений.

Например, СМИ часто писали о положительном влиянии классики в целом и на детей в частности. Считалось, что музыкальные шедевры Золотого века улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), а также повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии предложил потратить более 100 000 долларов США из государственного бюджета на предоставление записей классической музыки всем семьям с новорожденными детьми. Свою речь политик сопровождал «одой к радости» Бетховена, но это не помогло убедить аудиторию.

Постепенно вся отрасль развивалась вокруг ожидаемых результатов. Сам феномен Моцарта — это гарантированный бренд, и многие музыкальные коллекции продаются. По словам их создателей, эти коллекции решают множество проблем. Они помогают детям сосредоточиться, улучшают память, развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можете ли вы доверять этим обещаниям?

Виктория Уильямсон, психолог из Университета Шеффилда в Великобритании, считает, что слушание классических произведений не является суперсредством для развития мозга. Он отмечает, что автор оригинального исследования сам говорил: психический импульс после прослушивания классического произведения никогда не длится дольше 15 минут — но когда понятие «Моцарт» стало широко известно, его стали упоминать все чаще и чаще. Впоследствии другие ученые получили аналогичные результаты. Музыка улучшила некоторые навыки, но только на короткое время.

Допустим, посещение фортепианного концерта не улучшает IQ в течение длительного времени. Но как вы можете объяснить тот факт, что в первые несколько минут после прослушивания он имеет лучшую производительность? Автор первой статьи предположил, что это связано с синтетической харизмой Моцарта и сложностью его музыки. Возможно, сложность мелодической линии каким-то образом возбуждает мысль и делает нас более творческими. Однако современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все гораздо проще.

Музыка улучшает настроение, бодрит и этого прилива сил как раз хватает на решение небольшого теста.

Несколько экспериментов подтвердили это. Например, канадский психолог Гленн Шелленберг вспоминал свою молодость и опыт игры в синтипоп-группе ради науки. Он взял ту же сонату Моцарта, что и автор исследования 1993 года, и записал несколько ее новых версий — быструю и медленную, мажорную и минорную. Было установлено, что тон и ритм очень важны. В том же тесте на пространственное мышление те, кто слышал быстрый мажорный вариант, набрали в среднем 16 баллов, а те, кто слышал медленный минорный вариант, набрали всего 8 баллов. В другом эксперименте Шелленберг и его коллеги обнаружили, что грустная музыка снижает результаты тестов. Сравнивая результаты сонаты Моцарта с результатами знаменитого Adagio Альбинони, они обнаружили, что это произведение не помогло улучшить проект, хотя это нелегко объяснить.

Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться

Значит ли это, что волна интереса к «феномену Моцарта» не помогла? Вовсе нет. Обсуждение этого вопроса помогло людям, которым классические произведения казались скучными или чрезмерно сложными, заинтересоваться ими и по-новому услышать знакомые мелодии. Но самое главное, что возможность услышать о пользе классической музыки заставила многих родителей задуматься о том, чтобы дать своим детям хотя бы базовое музыкальное образование. Уроки музыки нужны не везде, и на то есть веские причины: наука не сомневается в их эффективности.

Многие ученые считают, что занятия музыкой, включая пение, игру на инструментах и другие формы обучения, помогают развить многие навыки, не требующиеся непосредственно для производства звука. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешной работой.

В эксперименте приняли участие 59 детей в возрасте 10 лет, две трети из которых учились играть на клавишных и струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, показали лучшие результаты в тестах на мелкую моторику и распознавание тональных различий. Однако они также превзошли своих немузыкальных сверстников по другим предметам.

Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше.

Как уроки музыки развивают эти навыки? Существует несколько различных теорий. Во-первых, игра на инструменте — это сложный процесс, требующий многих навыков. Например, необходимость читать ноты тренирует человека, чтобы он мог с легкостью расшифровывать каждый стих и создавать богатый словарный запас. С другой стороны, родители, отправляющие своих детей на музыкальные занятия, могут быть глубоко вовлечены в развитие ребенка в целом. Они могут уделять больше внимания тому, чтобы их ребенок регулярно занимался спортом, а также следить за тем, чтобы он выполнял домашние задания и читал. Конечно, здесь важно не переусердствовать. Учеба под палкой никого не сделает счастливым.

Еще один важный момент — мотивация. Ученые работали с детьми, которые не без причины не бросали фортепиано или скрипку в течение как минимум трех лет. Общий уровень мотивации к обучению также, вероятно, будет выше, они не бросают тяжелую работу при первых трудностях и поэтому добиваются успеха.

Исследователи из Университета Южной Калифорнии проводили подобное исследование в течение пяти лет. Они наблюдают почти за 70 детьми из бедных семей, живущих в пригородах Лос-Анджелеса. Треть наблюдаемых участников играли в молодежном оркестре, и периодически все дети проходили обследование с помощью магнитно-резонансной томографии. Через два года исследователи обнаружили, что структуры мозга «музыкантов» и «немузыкантов» различаются. У детей, играющих в оркестре, были более активны области, связанные с акустической обработкой.

Их мозг работал по-разному в немузыкальных ситуациях. Детей попросили выполнить тест Струпа. Были показаны карточки с названиями цветов и оттенков, но цвет надписи не соответствовал названию цвета (например, слово «красный» было написано зеленым). Было обнаружено, что у оркестранта была более высокая нейронная активность во время выполнения задания. Но это может быть не только музыка. Аналогичный эффект был обнаружен у детей, которые активно занимались спортом. Возможно, не столько музыка способствует развитию мозга, сколько наличие хобби и связанная с ним мотивация и участие в групповой работе.

Не только дети: как музыка помогает взрослым?

Поэтому тем, кто с детства играет на скрипке, поет в хоре или читает рэп со своими одноклассниками, очень повезло. Но значит ли это, что для взрослых все потеряно? Конечно, нет. Увлечение музыкой не только делает жизнь взрослого человека ярче, но и защищает мозг от неизбежных возрастных изменений.

Играть или петь полезнее, чем просто слушать. Ученые выяснили , что у тех, кто когда-либо в жизни играл на музыкальных инструментах, в среднем реже развивалась деменция.

Ученые до сих пор не знают, почему это происходит. Музыкальная практика может развивать множество навыков одновременно — этим иногда объясняется ее польза для детей. Есть и другая версия: музыка укрепляет способность мозга компенсировать пробелы в одних областях другими областями.

Испанские исследователи пришли к аналогичному выводу. Они проанализировали 13 научных работ и подтвердили, что музыкальная практика помогает сохранить ясность ума от старости до старости. Он улучшает внимание, способность рассуждать и скорость обработки информации. К сожалению, этот эффект не накапливается у взрослых. Когда человек перестает играть или петь, все бонусы быстро исчезают.

Еще одна область, где музыка играет важную роль, — это профилактика бессонницы и других нарушений сна. Прослушивание музыки на ночь может действительно успокаивать и облегчать засыпание, но результаты носят накопительный характер. Какую музыку лучше всего слушать перед сном? Ученые придерживаются другого мнения. Некоторые считают, что эффективна только медленная музыка (около 60 ударов в минуту).

Однако, согласно исследованию, проведенному Викторией Уильямсон и ее коллегами, различные типы музыки могут помочь вам заснуть. 650 респондентов назвали 545 исполнителей из 14 различных жанров. Чаще всего их слушают для релаксации и сна. Иоганн Себастьян Бах упоминался чаще, а Эд Ширан занял второе место после Моцарта. Важно отметить, что композиции не вызывают ярких воспоминаний. Слушать свои «песни» перед сном сразу после расставания — явно не лучший выбор.

Это далеко не все аргументы в пользу пользы музыки в любом возрасте. Например, мы не упомянули о музыкальной терапии, которая эффективно помогает людям с различными заболеваниями. Главное не изменилось за тысячи лет: ритм и мелодия по-прежнему способны влиять на нас. Слушайте, играйте и пойте свои любимые песни. Это один из самых приятных способов позаботиться о себе в будущем.

Поэтому тем, кто с детства играет на скрипке, поет в хоре или читает рэп со своими одноклассниками, очень повезло. Но значит ли это, что для взрослых все потеряно? Конечно, нет. Увлечение музыкой не только делает жизнь взрослого человека ярче, но и защищает мозг от неизбежных возрастных изменений.

Статьи о радио и телевидении

Музыкальные предпочтения россиян

Маркетинговая компания FDFgroup недавно провела опрос о том, какую музыку хотят слушать молодые люди в возрасте 16-25 лет. Согласно исследованию, современные молодые люди не могут представить свою жизнь без музыки вообще.

В среднем молодые люди тратят около четырех часов в день на прослушивание музыки. Около 40% респондентов слушают музыку до трех часов в день, а две трети опрошенных тратят на музыку столько же времени — от трех до пяти часов в день и более. Только 10% тратят на музыку менее часа в день.

Чем слушают музыку

Для прослушивания музыки молодые люди используют такие устройства, как мобильные телефоны и репродукторы. Только 20% слушают музыку в Интернете, немногие слушают музыку по радио и немногие пользуются телевидением. Редким исключением являются музыкальные концерты, транслируемые по телевидению. Однако это происходит реже и имеет свои недостатки. Они вынуждены слушать музыку только в определенное время. Сегодня это неудобно для многих людей.

Респонденты предпочитают слушать радиопередачи. Это очень удобно, так как радио можно слушать в любом месте, используя мобильный телефон или плеер. Наденьте наушники, откройте радио и наслаждайтесь любимой музыкой в классе, медиа. Радиоприемники также предпочитают люди, которые долгое время стоят в своих автомобилях.

Какую музыку слушают

Маркетинговые компании обнаружили, что танцевальная музыка является самым популярным музыкальным жанром. Поп-музыка в основном зарубежная, но русский рэп, поп и хип-хоп также очень популярны. Российская рок-музыка менее благосклонна к слушателям.

Прежде всего, мы узнали о музыкальных вкусах разных возрастных групп. Самой любимой музыкой 16-20 лет оказались русский рэп и хип-хоп. Респонденты в возрасте 9-25 лет предпочитают слушать российскую поп-музыку.

Одна из самых больших проблем — это прослушивание сильной музыки в метро. Внешний шум усугубляет повреждение волосковых клеток внутри уха, увеличивая вероятность потери слуха. То же самое относится к концертам и музыкальным фестивалям.

Культурная подвижность против эволюционной предопределенности

Принято считать, что люди на биологическом уровне предпочитают гармоничные звуки. Однако есть исследования, показывающие обратное, хотя в них используются довольно необычные данные.

Джош МакДермотт из Массачусетского технологического института и его коллеги отправились на расу Чимане в леса Амазонки. Это одно из последних поселений, практически не связанных с внешним миром.

Эти люди не знакомы с западной музыкой, основанной на мелодии, гармонии и плюрализме. Им нравятся многие звуки, которые наши уши считают неприятными, раздражающими и уродливыми. Исследователи попросили 64 жителей района оценить, насколько приятными показались им звуки из обширной выборки пактов и иррациональных звуков. Исследователи провели аналогичный тест для людей, знакомых с западной музыкой. Американские музыканты, американские немузыканты и жители Ла-Паса, столицы Боливии.

Представители чимани не проявили явного предпочтения — как согласные, так и их неправильные звуки казались одинаково комфортными (ученые ранее подтвердили, что представители этой расы понимают разницу между совестными и полувоенными звуками и имеют музыкальные предпочтения). Те, кто знаком с западной музыкой, предпочитали согласные звуки.

Фото Стива Снодграсса CC.

Таким образом, исследователи предположили, что музыкальные предпочтения в конечном итоге являются скорее культурной, чем биологической категорией. На протяжении всей жизни мы слушаем музыку, адаптированную в соответствии с определенными принципами. Гармоничная музыка чаще всего звучит в фильмах и рекламных роликах в счастливые, радостные и волнующие моменты. Музыкальные предпочтения могут быть результатом «воспитания, а не природы».

Социология — правильный ответ?

Группа ученых из Университета Британской Колумбии провела масштабное исследование, на этот раз в поисках другой взаимосвязи между социальными категориями и музыкальными предпочтениями. В телефонных интервью приняли участие 1600 респондентов.

Было установлено, что поклонники музыки кантри, диско, хэви-метал и рэпа были беднее и менее образованными. Самые богатые и образованные предпочитали классическую музыку, блюз, джаз, оперу, поп-музыку, регги, рок и мюзиклы. Данное исследование является важной частью общего диалога по социологии культуры. Является ли социальный класс просто «приписанным» к определенным культурным предпочтениям, или различные предпочтения являются реальным инструментом для различения социальных элит? Социологические школы предлагают разные ответы — единого мнения на этот счет нет.

Стереотипы — это результат ненаучных исследований. Например, Вирджил Гриффит, создатель WikiScanner, составил карту, показывающую связь между музыкальными предпочтениями студентов (данные взяты из Facebook) и уровнем интеллекта (т.е. оценками) по результатам SATs.. Оказалось, что поклонники Лил Уэйна справились с экзаменом еще хуже (любители жанра, будь то «поп» или «классическая музыка», также не смогли похвастаться высокими баллами), а поклонники Бетховена показали лучшие результаты. Это пример ненаучного и нерепрезентативного эксперимента с популистскими результатами.

Научные исследования показывают некоторые корреляции между различными культурными, личностными или социологическими образованиями и музыкальными предпочтениями, но результаты не столь однозначны. Не все исследования показывают причинно-следственную связь между явлениями, и неоднозначность результатов является очевидной причиной для того, чтобы оставить «войну видов» в прошлом.

Оцените статью
Бизнес блог