ПЕРФОРМАНС — это публичное создание произведения искусства на основе художественных и нехудожественных композиций, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. По своей сути это жест. Возмутительные, провокационные и… Энциклопедия культурологии
Театральный перформанс и перформативный театр: где грань между двумя видами искусства
Основная идея перформанса заключается в том, что произведение искусства — это не только конкретный объект, но и сам творческий акт может быть произведением искусства. В центре внимания — само действие артиста или группы исполнителей в определенном месте и времени. Перформанс состоит из четырех основных элементов: время, место, тело художника и отношения между художником и аудиторией. Это главное отличие перформанса от визуального искусства: работа определяется объектом. Искусствовед и философ Надежда Маньковская в своей энциклопедии «Культурология XX века» определила перформанс как «искусство момента, балансирующее на грани между присутствием и небытием». Это действие происходило здесь и сейчас и чаще всего не предполагало повторения.
Корни искусства перформанса восходят к уличным выступлениям футуристов, дандистов и театра Баухаус, которые вызвали художественную революцию. Сам термин «перформанс» был впервые применен к работе Джона Кейджа «4:33» в 1952 году, когда пианист вышел на сцену и просидел за роялем четыре с половиной минуты, не издавая ни звука.
Перформанс-арт возник как отдельное движение в 1960-х годах и нашел отражение в творчестве таких художников, как Крис Бурден, Йоко Оно и Йозеф Бойс.
В 1971 году Бурден создал шоу под названием Shots. Левая рука художника была снята с расстояния пяти метров. После этой работы Бурден был направлен к психиатру. Три года спустя, в галерее Рональда Фельдмана, художник провел 22 дня без еды и воды и замолчал на треугольной платформе. Шоу называлось «Белая жара».
Марина Абрамович, одна из самых известных представительниц этого вида искусства, создала свою первую работу «Ритм 0» в 1974 году. На столе было 72 предмета, которые люди могли использовать и взаимодействовать с ней так, как им нравилось. Некоторые из этих предметов могут доставить удовольствие, другие — причинить боль. На столе лежал даже пистолет с одной пулей. Граждане могли свободно манипулировать телом и движениями Марины в течение шести часов. И если поначалу поведение публики было безопасным, то потом у зрителей появилось желание навредить артисту.
Перформанс — это момент, когда художник взаимодействует с аудиторией в определенный момент. Это не театр. Театр — это повторение. С другой стороны, производительность — это реальность. В театре нож не настоящий, это кровь. Перформанс арт, кровь художника, нож и тело реальны. Шоу — это временный, уникальный вид искусства, который приходит и уходит. Без аудитории это бессмысленно.
Шоу отличается от театральных постановок тем, что вовлекает зрителей в процесс и даже делает их соавторами. Это вид искусства без повторений, непредсказуемый и хаотичный. Однако с развитием современного театра растет и кадр, и грань между театральным представлением и перформансом становится размытой. Если классические представления сцены и времени существовали в прошлом и подразумевали повторение и поддержание дистанции между актерами и публикой, то сегодня люди могут стать частью сценического действия. Кроме того, начало перевоплощения актера не всегда наблюдается. Актеры могут рассказывать истории своей жизни.
Как отличить перформанс от театральной постановки
Доцент департамента медиа НИУ ВШЭ
Театральное искусство не является однородным. Она меняется на протяжении 26 веков своего существования. Поэтому невозможно говорить о «типичном» представлении, особенно среди кинематографистов, что началось в конце XIX века и продолжается по сей день.
После того, как театр перестал быть исключительно режиссером как силой и движущей силой авторства, он стал самостоятельной профессией.
Появились не только новые виды, но и изменились язык сцены, принципы актерской игры и техника постановки. Например, все больше и больше великих событий в искусстве, впечатляющих творческих триумфов, вместо классических больших сцен, театр вообще был исключен из хрестоматийного повествования, искал новые формы, входил в кварталы, спускался под землю и добирался до лофтов… Театр становится своего рода вещью-матерью, берущей все, что ей нужно от соседних искусств (а иногда и не только искусств).
Искусство перформанса (обычно его называют футуристическим или дадаистским с его кабаре «Вольтер») также сливается с меняющимся театральным процессом.
Перформанс — это вид представления, родившийся на пересечении театра и всевозможных элементов искусства, танца, музыки, видео и кино. В зависимости от того, какой компонент является приоритетным, шоу приобретает определенный вид Это предмет предельного воплощения искусства или выражения «социального поворота», который может трансформироваться в действия и события, не говоря уже о таких редких видах, как «документация и реинтерпретация».
Другими словами, искусство шоу так же многогранно, как и режиссер. Эти виды искусства всегда развиваются по отношению друг к другу и неоднократно перенимают общие черты. Трудно определить, когда искусство шоу «проникает» в драматическую сцену, поскольку здесь очень тонкая грань. Это связано с тем, что действия конкретного режиссера легко охарактеризовать как искусство спектакля в 20 театрах. (и наоборот).
Например, 20 лет назад на европейской сцене появилась (и существует до сих пор) тенденция: никогда еще так много внимания не уделялось человеку с его физическими и психическими несовершенствами, от которых отказались в «деперсональном мире».
Марина Давыдова в статье о немецком танцоре Саше Вальсе написала: «Мы все — квинтэссенция пепла. Подобно очень ненадежному строительному ансамблю, мы привязаны к дурному сознанию, мыслям и ожиданиям, которые энциклопедируют нас.» Проще говоря, этот отрывок выражает идею тонкой грани между театром и шоу. В дополнение к этому отрывку мы приводим выдержку из статьи в «Петербургском театральном журнале» под названием «Тело возвращается и теряется». К нам, к телу, как к слабому, уязвимому, стареющему, страдающему, проводнику и уникальному ключу к внутреннему миру человека, и как к препятствию для его проявления. C. lupa, L. perceval, R. castellucci) и сигнализирует о нашей идентичности».
Павел Руднев
Российский театровед, театральный критик, арт-менеджер, кандидат искусствоведения, доцент Школы-студии МХАТ, Высшей школы деятелей сценического искусства Г. Дадамяна и Высшей школы сценических искусств К. Райкина
Границы между перформансом и шоу уже размыты. Сегодня у нас есть только память вида — Майкл Баттин связал это понятие с повествованием жанра. Когда-то у нас была только память о том, что эти две формы художественного творчества были разделены. Но мы должны помнить, чем они отличаются.
Первое отличие заключается в том, что шоу повторяется. Каждое повторение — это новый этап в его развитии. Аномалия, лежащая в основе этой формы искусства, заключается в том, что шоу создается для воспроизведения уникального результата, потому что публика может впервые увидеть действие, когда она еще не готова. Уже некоторое время в искусстве перформанса, предполагающем повторение перформансов, возникло такое явление, как репрезентация.
Теперь не только драматическая практика эволюционирует в сторону искусства шоу, искусство шоу также эволюционирует в драматический театр.
Возможность повторения старых спектаклей с использованием других исполнителей делает перформанс театром в этом смысле.
Другое важнейшее различие между театром и шоу — это реинкарнация. Действительно, это основа драматического театра. Теория театра заключается в том, что актеры не могут изображать самих себя. Дело в том, что есть определенные пробелы — даже если это проявляется в смене костюмов — но они есть. В сериале должны быть роли и перевоплощения. Однако 20 век попытался устранить эту часть театральной эстетики. Бертольт Брехт, Ежи Гротовский и Антонен Арто говорили об эффекте перевоплощения как о непосредственном влиянии на поведение. Другими словами, в драматическом искусстве актеру противостоит его обусловленное присутствие и создаются условия. В области шоу нет роли — художник действует своим телом, своими эмоциями, это его личное поведение, он не придерживается роли. У него свои отношения с публикой и пространством. Высказывание художника представлено во времени, пространстве и действии. Перформансист существует в безусловном пространстве.
Однако, когда появилось понятие «исполнитель», театр начал кардинально меняться. Поскольку мы находимся на площадке современного театра, мы уже понимаем, является ли то, что делает актер, ролью или выражением личного высказывания и воли. Когда мы приехали в театр, мы чувствовали себя в безопасности и знали, что с телом артиста во время спектакля ничего не случится, но теперь уверенности в этом нет.
Вся театральная система возникает и предполагает присутствие художника в контексте шоу. Это своего рода документальный театр свидетелей, в котором актеры рассказывают истории о себе. Он также появляется без исключенного театра, где люди с ограниченными возможностями сотрудничают с художником и представляют себя сами (без определенной роли). В современном мире искусства все труднее провести различие между театром и перформансом.
Основные различия между театром и шоу заключаются в следующем
Шоу — это в первую очередь развлечение и приятное занятие, но случается и так, что авторы сосредотачиваются на этом жанре для распространения и раскрытия какой-то важной информации и проблемных тем.
Содержание
Термин «перформанс» был впервые применен к работе композитором Дж. Кейджем в 1952 году, когда он исполнил «4’33» (4 минуты 33 секунды тишины) на сцене. Презентация этого концерта была написана как «перформанс арт».2
Перформанс появился в 1960-х годах в творчестве таких художников, как Ив Кляйн, Вито Аксис, Герман Нитш, Крис Бурден, Йоко Оно и Джозеф Байес. Олег Кулик, Олег Мавроматти, Герловин куплет, Елена Ковылина и другие наиболее известны по выступлениям в России.
См. также
- ↑ Русский орфографический словарь Российской академии наук. Отв. ред. В. В. Лопатин. © Электронная версия, «Грамота. Ру», 2001—2007.
- ↑ Гниренко Ю. Перформанс как явление современного отечественного искусства // www.gif.ru. — 1999.
- Гниренко Ю. Перформанс как явление современного отечественного искусства.
- Кикодзе Е. Новый русский перформанс // Комод. — 1999. — № N 8.
- Нитч Г. Визуальное чувство театра О. М. // Художественный журнал. — № 19-20.
- Савчук В. Метакритическая решительность // Художественный журнал. — № 55.
- Майр Х. Перфоманс как насилие // Художественный журнал. — № 19-20.
- Гройс Б. Московский романтический концептуализм // В сб.: Утопия и обмен. — Москва, 1993.
- Фрай М. Акция // Арт-азбука современного искусства .
- Фрай М. Перформанс // Арт-азбука современного искусства .
- Петров В. О. Музыкальный акционизм: перформанс, хепенинг, мультимедийное событие // Материалы Международной научно-практической конференции «VII Серебряковские научные чтения», г. Волгоград, 17-19 апреля 2008 г. В 2 кн. Кн. 1: Музыковедение. — Волгоград: ООО «Экспо», 2010. — С. 37-61..
- Goldberg R. Performance Art: From Futurism to the Present. London; New York: Thames & Hudson, 2001 (1-е изд. 1979)
- Klein G., Sting W. Performance: Positionen zur zeitgenössischen szenischen Kunst. Bielefeld: Transcript, 2005
Ссылки
Фонд Викимедиа. 2010.
Полезное
Смотреть что такое «Перформанс» в других словарях:
ПЕРФОРМАНС — это публичное создание произведения искусства на основе художественных и нехудожественных композиций, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. По своей сути это жест. Возмутительные, провокационные и… Энциклопедия культурологии
Перформанс — (англ. performance spectacle, performance), неоэйзен-арт художественное направление 1970-х и 1980-х годов: система действий одного или нескольких исполнителей, предназначенная для публичной демонстрации (например, создание произведения искусства … …. Современная энциклопедия.
Performance — A, m. st. fr. performance f., > англ. нарушенный успех. Сл. музей, конец 1995 года. Искусство перформанса, или искусство представления, … … театр, танец, музыка, видео, поэзия, кино и т.д., в равной степени участвуют в различных видах изобразительного искусства. Действие не воспроизводится … Исторический словарь русско-французского языка.
Перформанс — (представление), вид художественного творчества, сочетающий возможности ISO -ART и театра. Предшественники живых фильмов, но в конечном итоге представители дадаизма, особенно …..
Перформанс — (Performance), форма художественного творчества, сочетающая в себе черты искусства и театра. Этому предшествовала «живая живопись» (см. живую открытку), но в конечном итоге он обрел плоть и кости в действиях представителей …
Исполнение — греческое. Выступление, действие 1) Театральное представление, акробатика — 2) Использование языка, языковое (речевое) действие. Напротив. Навыки. Словарь иностранных языков. Комлев, Н. Г., 2006 … Словарь иностранных языков.
Производительность — существительное, ряд синонимов: 1-действие (5) Словарь синонимов ASIS. В. Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов.
Контракт на выполнение работ — это контракт, заключенный на бюджетные средства с организацией, которая предоставляет услуги и/или выполняет проекты по энергосбережению в профессиональной (энергосервисной) сфере и направленный на реализацию инвестиционного плана … Формальные условия.
Перформанс — это форма художественного творчества, объединяющая потенциал изобразительного искусства и театра. Первоначальной формой искусства перформанса было исполнение «живой живописи». Художник и/или обученные им артисты выполняют …. Энциклопедия искусств.
Перформанс арт — представление, … Орфографический словарь русского языка.
Во всех этих случаях действия художника происходят по заранее спланированному сценарию в определенном месте. Такие выступления часто проходят на оживленных улицах и в метро.
Отличительные черты перфоманса как формы искусства
Шоу — это хорошо продуманное мероприятие. Она предполагает наличие определенного сценария, в котором даже малейшее движение может быть изучено до конца. Это становится похоже на игру, в которой художник устанавливает правила.
Художник играет особую роль в действии. Автор пьесы пробует на роль определенных персонажей и выбирает конкретные модели поведения. Это помогает выразить замысел пьесы.
Предполагается, что общественность не будет вовлечена в этот процесс. Зрители не участвуют в художественном действии, а остаются наблюдателями.
Спектакль протестует против традиционных художественных принципов и не требует от зрителей воспринимать его с общепринятой художественной точки зрения. Действия часто ироничны, пародийны и направлены на гнев. Таким образом выражается основное эстетическое отношение художника.
Известные перфомансисты и их работы
Югославская художница Марина Абрамович — одна из самых известных художниц нашего времени. Она начала свою карьеру в конце 1960-х годов. К этому периоду относятся ее первые эксперименты со звуком и пространством. Но настоящую известность ей принесло сотрудничество с голландским исполнителем и фотографом Уве Лейсипеном, более известным под псевдонимом Ulay.
Ярким примером сотрудничества Абрамович и Улая является перформанс «RelationshipsinTime». Артисты встали спиной друг к другу, заплели волосы в косы и оставались в таком положении в течение 16 часов. В этот период галерея была пуста, за исключением сотрудников галереи. В начале 17 часов, когда Марина и Улай уже совсем выдохлись, в зал пригласили зрителей. Артистам удалось продержаться еще час до окончания представления.
Корни искусства перформанса восходят к уличным выступлениям футуристов, дандистов и театра Баухаус, которые вызвали художественную революцию. Сам термин «перформанс» был впервые применен к работе Джона Кейджа «4:33» в 1952 году, когда пианист вышел на сцену и просидел за роялем четыре с половиной минуты, не издавая ни звука.
Рerformance-маркетинг
Стоит отдельно упомянуть о совершенно разных значениях этого термина.
Performance marketing — это целостный подход к бизнесу, достижение конкретных результатов в кратчайшие сроки.
Проще говоря, это целая наука изучения деталей бизнеса, его целевой аудитории и многих других факторов. Все это позволяет разработать эффективную тактику увеличения продаж.