Пытаясь спасти компанию, Элон Маск вложил дополнительные несколько десятков миллионов долларов из собственного кармана. Затем он вернулся к инвестиционному капиталу. Ситуация выровнялась, и к 2008 году Элон Маск стал генеральным директором компании Tesla.
Электрокар и история Тесла
Сегодня я расскажу вам интересную историю о компании Tesla. Речь идет о знаменитом бренде и роли известного миллионера Элона Маска в компании Tesla. Я также постараюсь показать вам, как можно заработать на акциях этой многообещающей компании, рассказав историю о том, как появилась Tesla. Не так давно казалось, что эра бензиновых двигателей бесконечна, а автомобильные компании будут продолжать получать миллиардные прибыли. Однако прогресс не стоял на месте, как показывает история появления Теслы. Новые разработки значительно повлияли на способ создания бензиновых двигателей и изменили направление развития автомобильной промышленности.
Торговля акциями Tesla началась в 2010 году, когда одна такая резервная копия стоила всего 20 долларов. Теперь, 10 лет спустя, он продается в 10 раз дороже. Цена составляет $223,67. Почему? Причина в том, что Tesla — это окно в будущее. По крайней мере, так думают многие, и вся история компании Tesla говорит об этом. Компания производит электромобили, что, несомненно, является одним из самых перспективных секторов в отрасли. Об экологии в наше время не говорит только ленивый. Все хотят защитить природу и здоровье человека. Кроме того, нельзя игнорировать проблему ограниченных запасов нефти на Земле. Вывод: мы должны производить экологически чистые виды транспорта. И электромобиль по-прежнему остается самым перспективным средством передвижения, учитывая современные тенденции. А это значит, что акции Tesla вырастут, и ее владельцы увеличат свой капитал. Любой желающий может заработать на акциях Tesla, зарегистрировавшись на сайте торгового робота.
Идея возникновения электромобиля
Идея автомобиля на электрической тяге не нова. Она появилась еще до бензинового двигателя. Считается, что электрокар «родился» в 1841 году. Но экземпляр, который был больше похож на тележку с моторчиком, был создан еще в 1828 году. Сейчас эта конструкция выглядит смешно. Однако венгерский изобретатель Аньос Джедлик был горд своим изобретением.Следом в Голландии был создан автомобиль на электрическом питании. Затем изобретатели додумались о возможности работы автомобиля посредством неперезаряжающихся батарей. А в 1847 году в Питсбурге локомотив покатил по рельсам, от которых получал электрическое питание. В конце XIX века Ральф Уорд запустил по улицам Англии линию омнибусов на электричестве. Это были прародители современных автобусов. События способствовали к развитию электромобилей во Франции и Англии.В России и Америке в то время электромобили упоминались лишь на страницах газет. Но в 1898 году русский инженер Ипполит Романов показал публике свое детище — двухместный автомобиль на электрической тяге, который «мчался» со скорость 37 км/час. Вскоре изобретателем создается 4-местное авто и омнибусы, в которых могли ехать до 24 пассажиров. В Америке в 1897 году уже работал целый парк электротакси, а Филадельфия стала прародиной электрического железнодорожного транспорта. Так причем здесь Никола Тесла? Если электро автомобили появились раньше самого Никола? Сам Никола Тесла (1856 – 1943г.), великий сербский ученый, эмигрировавший в США, в честь которого названа современная компания по производству электро автомобилей, не оставлял идею создания электрокара. Он изучал электричество и, своими открытиями, опережая время лет на 100, делал революционные открытия в этой области науки. Множество изобретателей того времени пытались изобрести рабочие варианты электродвигателей, но сделать это не удавалось. Некоторые делали выводы, что такие двигатели попросту не могут быть эффективными, ресурсными и успешными в производстве. Изобретенный им асинхронный двигатель переменного тока, который Никола Тесла показал в 1887 году, использовали впоследствии разработчики электромобиля. Основной проблемой, которая делала не возможным рациональное применение электро двигателя, заключалась в том, что они были однофазными. Никола Тесла показал электродвигатели, где было две и более фаз. Позже ученый патентует своё изобретение, многофазный электродвигатель переменного тока. По объективным причинам, это изобретение не стало популярным тогда, во время становления нефтяных компаний и двигателей внутреннего сгорания. По сути своим электродвигателем, начало истории электроавтомобилей, положил именно он.
Компания Tesla началась с двух талантливых инженеров — Мартина Эберхарда и Марка Тарпеннинга. Марк — борец за экологию, Мартин — большой поклонник спортивных машин. Причем он считал, что такие авто не должны много «кушать». Эти идеи, которые красной нитью прошли через историю Tesla, нашли воплощение в их детище — мощном и быстром электрокаре. Марк Тарпеннинг родился в Сакраменто. В университете Калифорнии он получил степень бакалавра в области компьютерных наук. Начал работу в Саудовской Аравии в крупном конгломерате Textron. Мартин Эберхард появился на свет в Беркли. Учился в университете Иллинойса, где получил степень магистра электротехники и бакалавра вычислительной техники. Начал карьеру в должности инженера-электрика в Wyse Technology. Компания занималась производством систем облачных вычислений.Эберхард и Тарпеннинг познакомились в гостях у своего общего приятеля Грега Ренда. Случилось это в Калифорнии в девяностые годы прошлого века. Молодые люди сильно отличались друг от друга. Эберхард импульсивный, говорливый, пышущий энергией. А Тарпеннинг — полная противоположность. Скромность и сдержанность последнего дополняла и уравновешивала этот тандем. Приятельские отношения вскоре превратились в деловой союз, друзья стали работать вместе. Поначалу они занимались оказанием консалтинговых услуг фирмам, которые занимались дисковыми накопителями данных. Безукоризненное деловое чутье приводит их на еще незанятый рынок электронных книг. Они основывают компанию NuvoMedia и запускают производство Rocket iBook. Доведя до совершенства свой продукт и вознеся фирму на волну успеха, соратники продают ее компании Gemstar-TV Guide за 187 миллионов долларов. Работая на поприще производства электронных книг и консалтинговых услуг, они все время размышляли, в какой еще области можно применить электронные усовершенствованные батареи. Решение пришло неожиданно, когда Эберхард после развода решил себя утешить покупкой спорткара. И вот тут два приятеля-предпринимателя решили создать электромобиль, вложив в него деньги и силы. С этого момента началась история Тесла. В начале двухтысячных уже выпускались штучные экземпляры транспортных средств на электрической тяге. Однажды Эберхард увидел маленькую желтую машинку Tzero от калифорнийского производителя «AC Propulsion». Модель была электронной, а разбегалась, как Ламборджини. И тогда Эберхард понял, в каком направлении следует работать. Друзья вдруг увидели обширные перспективы, которые им дают литий-ионные аккумуляторы, совершенно не использующиеся в автомобилестроении. Такие батареи сейчас стоят во всех смартфонах и ноутбуках, но к гигантам автомобилестроения тогда они не имели никакого отношения. Уже сто лет для бензиновых авто использовались кислотно-свинцовые аккумуляторы, другие варианты никто не рассматривал. Такие батареи устраивали всех, их не стремились усовершенствовать, так как они выдавали отличную мощность и КПД. Однако прогресс прокладывал себе дорогу. Эберхард и Тарпеннинг решают сконструировать автомобиль с литий-ионным аккумулятором и асинхронным электродвигателем, положив начало истории Tesla. Такой двигатель преобразует энергию электрического переменного тока в механическое вращение. Если говорить проще, то асинхронный мотор — это статор и ротор. Статор представляет собой полый цилиндр, стенки которого состоят из пластин-электромагнитов, наложенных друг на друга.Медные катушки, размещенные на внутренних стенках статора, при подаче тока создают переменное электромагнитное поле. Ротор — это тоже цилиндр с валом в центре и электромагнитами. Он вращается внутри статора посредством смены полюсов магнитного поля. Такие моторы используются в бытовых вентиляторах. При использовании асинхронного двигателя становятся ненужными некоторые детали, необходимые автомобилю с бензиновым двигателем:
- карданный вал;
- выхлопная система;
- большой двигатель;
- бензобак.
Илон Маск и Тесла
Компания Tesla Motors тесно связана с именем известного молодого миллионера Илона Маска. Давайте разберемся, кто он такой и какое отношение имеет к этой компании.
Илон Маск родился в Южной Африке в 1971 году. С детства его отличала любознательность, и уже в 10 лет он увлекся программированием. В возрасте 21 года он поступил в Пенсильванский университет.
Через 7 лет Маск уже был основателем X.com, крупной компании, занимающейся безопасностью электронных платежей. В 2000 году корпорация Confinity приобрела X.com. Одно из подразделений компании, PayPal, также занималось электронными платежами. Несколько лет спустя аукционный дом eBay поглотил PayPal, который к тому времени уже добился значительных успехов. В то время Элон Маск был первым, кто возглавил компанию.
И самое интересное, что Элон делает все это не в гонке за миллионами долларов, а ради технического прогресса и изменения мира к лучшему. С этой целью Элон Маск инвестировал 7,5 миллионов долларов в компанию Tesla Motors в 2004 году.
С самого начала Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг (деловые партнеры из Северной Калифорнии, основавшие компанию Tesla в июле 2003 года — Forbes ) неосознанно рассматривали Маска как важного инвестора. Оба видели его выступление на конференции Марсианского общества в Стэнфорде в 2001 году. У основателей Tesla сложилось впечатление, что Маск думает иначе и ему по душе идея электромобиля. Идея о подходе Маска к поддержке Tesla Motors была закреплена, когда Том Гейдж из AC Propulsion позвонил Эберхарду и сообщил, что Маск ищет компанию для инвестиций в сектор электромобилей. Эберхард и Райт (инженер Иэн Райт пришел в компанию третьим сразу после основателей — Forbes ) прилетели в Лос-Анджелес и встретились с Маском в пятницу. На протяжении всех выходных Маск придирчиво расспрашивал Тарпеннинга, который уже ушел, о деталях финансовой модели проекта. «Я помню, как давал ответ за ответом, снова и снова», — говорит Тарпеннинг, и в следующий понедельник мы с Мартином вылетели на встречу с Маском: «Хорошо, я в деле».
Основателям Tesla повезло найти отличного инвестора. Маск имел техническое образование, был готов принять идеи компании и разделял общую цель — избавить США от нефтяной зависимости. «Бизнес-ангел должен хотя бы немного верить в проект, а для Маска это была не просто очередная финансовая операция, — говорит Тарпеннинг, — он хотел изменить энергетический баланс страны. Вложив 6,5 миллионов долларов, Маск стал основным акционером Tesla и председателем совета директоров компании. После этого Маск проявил свои бойцовские качества в соперничестве с Эберхардом за контроль над Tesla. «Я совершил ошибку, — говорит Эберхард, — нам нужно было больше инвесторов. Но если бы у меня снова был выбор, я бы взял его деньги. Птица в руке, знаете ли. Нам нужны были деньги».
«Я в деле»
Вскоре после этой встречи Маск позвонил Джей Би Стробелу (основателю компании по производству литий-ионных аккумуляторов, которая вызвала интерес Маска к электромобилям — Forbes) и попросил о встрече с командой Tesla. Когда он узнал, что офис Теслы находится всего в полумиле от его дома в Менло-Парке, Стробел был одновременно заинтригован и полон скептицизма. Стробел жил ради электромобилей и поначалу не мог понять, как два человека, о которых он даже никогда не слышал, смогли добиться столь многого. Тем не менее, Стробел явился на встречу в мае 2004 года и был сразу же принят на работу с годовой зарплатой в 95 000 долларов. «Я сказал им, что с деньгами Илона, лежащими в углу, я разрабатываю батарейный блок, который им нужен, — вспоминает Стробел, — мы согласились объединить усилия и сформировали нашу команду перебежчиков.
Если бы кто-нибудь из Детройта посетил Tesla Motors в те времена, он бы лопнул от смеха.
Автомобильный бэкграунд компании состоял из двух человек, которые любили автомобили, и еще одного, который разработал несколько научных проектов, основанных на технологиях, считавшихся недостойными для автомобильной промышленности. Более того, основатели не собирались обращаться к детройтским гуру за советом о том, как открыть автомобильную компанию. Нет, Tesla решила пойти тем же путем, которым идет каждый стартап Кремниевой долины — нанять команду молодых, голодных инженеров и разобраться во всем по ходу дела. Не имело значения, что никому в районе залива Сан-Франциско еще не удавалось построить такой автомобиль, и что создание сложного объекта физического мира имеет мало общего с разработкой программного приложения. Tesla поняла самое главное: литий-литиевые батареи 18650 уже очень хороши и станут еще лучше. Вместе с некоторыми усилиями и сообразительностью это должно было обеспечить успех…..
Инженеры вспоминают, что в первые годы существования компании Эберхард всегда принимал быстрые и четкие решения. Лишь в редких случаях Tesla «зависала» над проблемой и анализировала ситуацию. Компания наметила план атаки, и если бы что-то пошло не так, быстро последовал бы провал, поэтому Tesla немедленно изменила свой подход и пошла дальше.
Однако многочисленные изменения, которых требовал Маск, стали задерживать выпуск Roadster. Маск хотел большего комфорта и потребовал внести изменения в сиденья и двери. Он настоял на кузове из углеродного волокна, а также потребовал, чтобы двери Roadster открывались прикосновением пальца к электронным датчикам, а не к ручке. Эберхард жаловался, что эти дополнительные функции замедляют разработку, и многие инженеры были с ним согласны.
Штурм, отступление, штурм
Tesla хотела начать поставки Roadster в ноябре 2007 года, но проблемы с трансмиссией сохранялись. В 2008 году компания предприняла третью попытку с экологически чистым силовым агрегатом.
За границей тоже не все шло гладко. Компания решила отправить команду своих самых молодых и энергичных инженеров в Таиланд, где Tesla работала с энтузиастом, но не имела достаточного количества сотрудников для строительства завода по производству аккумуляторов. Инженерам Tesla было обещано, что они возглавят строительство ультрасовременного завода. Вместо завода они обнаружили бетонный пол со столбами, поддерживающими крышу. Здание находилось в трех часах езды к югу от Бангкока и — как и другие фабрики — было спроектировано так, чтобы быть почти полностью открытым из-за неописуемой жары. На других заводах производились печи, шины и другие непримечательные предметы домашнего обихода. Целью производства Tesla были чувствительные батареи и электроника. Как и компоненты ракеты Falcon 1, они были бы просто разрушены соленой и влажной атмосферой. Партнер Tesla доплатил около 75 000 долларов за возведение гипсокартона, укладку пола и создание складских помещений с контролируемой температурой. Инженерам Tesla пришлось потратить много времени и терпения, обучая тайских рабочих правильному обращению с электроникой. Разработки в области аккумуляторных технологий
Завод по производству аккумуляторов был лишь одним звеном в глобальной цепи поставок, где затраты и задержки увеличивались многократно. Кузов был построен во Франции, а электромоторы должны были поставляться из Тайваня. Tesla планировала закупить аккумуляторные элементы в Китае и отправить их в Таиланд для сборки аккумуляторных блоков, которые затем, во избежание повреждений, были бы доставлены прямо в порт для доставки в Англию, где они прошли бы таможню. Согласно планам Tesla, Lotus затем построит кузов, установит батареи и отправит автомобили Roadster на корабле через мыс Горн в Лос-Анджелес.
В описанном сценарии Tesla должна была оплатить производство автомобиля в целом, при этом расчет стоимости отдельных узлов и компонентов занимал от шести до девяти месяцев. «Мы просто хотели наладить быстрое и дешевое производство в Азии, чтобы заработать на автомобиле», — говорит Форрест Норт, один из инженеров, работающий в Таиланде: «По нашим данным, труд на действительно сложном оборудовании здесь дешевле, а задержек и проблем меньше.
Вскоре сотрудники Tesla смогли встретиться с классическим Маском, знакомым тем, кто работал в SpaceX. Любую проблему, например, сборку кузовных панелей Roadster из углеродного волокна, Маск решает сам. Он вылетел на своем самолете в Англию за новыми инструментами для обработки кузовных панелей и лично доставил их на французский завод, чтобы график производства Roadster не прерывался. Дни пренебрежения производственными затратами на Roadster давно прошли. «Илон взорвался и заявил, что необходимо провести интенсивную программу сокращения расходов, — рассказывает Поппл, — он произнес речь, в которой объявил, что мы будем работать по субботам и воскресеньям и спать на рабочем месте, пока работа не будет сделана. Кто-то возразил, что люди и так работают на пределе своих возможностей и не против взять отпуск, чтобы провести время с семьей. Илон ответил: «У этих работников будет более чем достаточно времени для своих семей, когда мы обанкротимся». Я подумал: «Ничего себе», но я все понял. Я военный, я знаю, что значит выполнять приказы».
Каждый вторник в семь часов утра сотрудники должны были обновлять список материалов. Каждая деталь должна была быть просчитана до копейки и включать обоснованный план по снижению затрат. Например, если в конце декабря двигатели стоили $6500 каждый, Маск потребовал снизить стоимость до $3800 к апрелю. Каждый месяц проводился анализ и обсуждение затрат.
Маск за работой
«Если вы отставали от графика, неудача была по
В рамках своей маркетинговой деятельности Маск ежедневно искал в Google новости о компании Tesla. Когда он находил негативную статью, он требовал «исправления», хотя у пиарщиков Tesla было мало аргументов, чтобы переубедить журналистов. Один из сотрудников не присутствовал на мероприятии, поскольку присутствовал на рождении своего ребенка. Маск немедленно написал ему: «Это не оправдание. Я очень разочарован. Вы должны расставить приоритеты. Мы меняем мир здесь, мы меняем историю, и вы либо с нами, либо нет».
Торговцы, допускавшие грамматические ошибки в своих текстах, теряли работу, как и сотрудники, не сделавшие ничего хорошего за последнее время. «Иногда Маск может быть довольно ужасным, даже если он сам этого не понимает», — говорит бывший руководитель Tesla: «Перед совещаниями мы принимали ставки на то, кто справится в этот раз. Если бы вы сказали им, что все идет как обычно, Маск быстро выгнал бы вас с собрания и сказал: «Я не хочу больше этого слышать». Мы здесь работаем как лошади и не хотим незаконченных дел.
Он устранит вас, и если ему удастся выжить, он должен решить, может ли он доверять вам.
Он должен понять, что вы такая же сумасшедшая, как и он». Этот дух пронизывал всю компанию, и вскоре всем стало ясно, что Маск был воплощением бизнеса.
В апреле 2004 года, вдохновленный идеями Эберхарда и Тарпеннинга, Элон Маск пришел в компанию Tesla Motors. Соучредитель PayPal и основатель SpaceX возглавил серию А инвестиций, вложив в Tesla около 6,5 миллионов долларов США из своего личного состояния, и стал председателем совета директоров компании. Хотя Маск не был инициатором проекта, он привел его к успеху.
В 2005 году Маск заключил партнерство с Lotus Cars, британским производителем спортивных и гоночных автомобилей, чтобы предоставить шасси и кузов для Roadster, первого автомобиля Tesla.
2004–2008
Прототип Tesla Roadster был представлен 19 июля 2006 года. Оснащенный 3-фазным 4-полюсным асинхронным двигателем переменного тока, он мог развивать скорость до 200 км/ч (ограничение было искусственным), с разгоном до сотни за 4 секунды. Время полной зарядки составило около 3 часов, после чего Roadster мог проехать до 400 км — в три раза дольше, чем EV1. В целом, Roadster стал первым электромобилем, который мог проехать более 300 километров на одной зарядке.
6 августа 2006 года Маск представил план развития Tesla (разработанный основателями компании): «Разработайте спортивный автомобиль. Используйте прибыль от этого для создания доступного автомобиля. Используйте прибыль от этого для создания еще более доступного автомобиля. Так мы сделаем возможным производство энергии с нулевым уровнем выбросов.
Соучредители Tesla Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг покинули компанию в январе 2008 г. Эберхард был генеральным директором до 2007 г., а затем стал членом консультативного совета. Тарпеннинг сначала был финансовым директором, а после привлечения первых инвестиций стал вице-президентом по электротехнике. Оба покинули «Теслу» ради
15 октября 2008 года Элон Маск занял пост генерального директора компании Tesla. Сразу же после вступления в должность он уволил четверть своего персонала, чтобы остаться на плаву во время мирового финансового кризиса.
26 марта 2009 года компания Tesla представила прототип своего нового электромобиля Model S. Четырехдверный роскошный седан мощностью 518 л.с. может проехать более 480 километров на одном заряде аккумулятора и разгоняется до 100 км/ч за 5,5 секунды. Предварительные заказы уже начались, цены начинаются с 76 000 долларов за базовую модель. В мае 2009 года компания получила первую тысячу предварительных заказов. Первые поставки были запланированы на 2010 год, но затем несколько раз откладывались и в итоге состоялись только в 2012 году.
19 мая 2009 года Daimler AG купил 10% акций Tesla за 50 миллионов долларов, спасая компанию, которая к тому времени уже попала в список жертв рецессии того времени.
10 июня 2009 года соучредитель и бывший генеральный директор Tesla Мартин Эберхардт обвинил Илона Маска в переписывании истории компании и подал на него в суд за клевету. По словам Эберхарда, Маск ошибочно обвинил его в задержке производственных планов и финансовых проблемах компании. В сентябре того же года Эберхард отозвал иск и удалил личный блог с подробным изложением своих обвинений. Некоторые СМИ подозревали, что Маск уладил спор путем финансового урегулирования.
2009–2014
23 июня 2009 года компания Tesla получила низкопроцентный кредит в размере 465 миллионов долларов США от Министерства энергетики США. Эти средства позволили Tesla завершить разработку и производство седана Model S. Tesla погасила кредит в мае 2013 года, став первым автопроизводителем, полностью погасившим свой долг перед правительством.
29 июня 2010 года компания Tesla привлекла $226,1 млн, разместив свои акции на Nasdaq по цене $17 за акцию. Это было первое IPO в автомобильной промышленности США с 1956 года, когда компания Ford вышла на биржу.
9 февраля 2012 года компания Tesla представила прототип Model X, полноразмерного кроссовера, оснащенного автоматическими дверями, которые открываются вверх под переменным углом изгиба. Дилеры компании развили традиционную терминологию и назвали их «Крылья ястреба». (Обычные двери, открывающиеся вверх, называются «крыльями чайки» еще со времен Mercedes-Benz 300SL 1952 г.) Через пять дней Tesla сообщила о предварительных заказах на 40 миллионов долларов. Поставка должна была начаться в 2014 году, но затем была отложена до осени 2015 года.
22 июня 2012 года Tesla доставила Model S своему первому покупателю. Это произошло во время специальной церемонии на производственном предприятии во Фримонте, штат Калифорния, где началось
19 августа 2013 года было объявлено, что Национальная администрация безопасности дорожного движения США признала Tesla Model S худшим автомобилем за всю историю испытаний. Электромобиль получил наивысшую оценку во всех категориях и рекордный рейтинг в 5,4 звезды. Электромобили Model X и Model 3 также получили отличные оценки безопасности в 2016 и 2018 годах соответственно.
30 апреля 2015 года компания Tesla представила Powerwall и Powerpack — большие аккумуляторные батареи для бытового и промышленного применения. Маск назвал эти батареи недостающим звеном в бизнес-модели Tesla и заявил, что 160 миллионов батарей Powerpack достаточно для удовлетворения энергетических потребностей всех Соединенных Штатов. Затем Tesla официально заявила, что она «не просто компания по производству электромобилей, а инновационная энергетическая компания». В первый месяц после запуска батарей были получены предварительные заказы на 50 000 PowerWalls и 25 000 PowerPacks общей стоимостью более 800 миллионов долларов.
Tesla начала поставки Model X 29 сентября 2015 года, цены начинаются от $89 000. В 2016 году квартальные продажи внедорожника составляли примерно половину продаж Model S, а с 2017 года они сравнялись с этим показателем. К концу 2018 года совокупные продажи Model X составили 120 700 единиц.
14 октября 2015 года электромобили Model S получили Autopilot — полуавтономную систему вождения, которая может управлять автомобилем в различных ситуациях, например, оставаться в определенной полосе движения или тормозить в случае столкновения. В январе 2016 года он был обновлен до следующей версии и добавлена функция автоматической парковки.
20 января 2016 года водитель Model S, использующий автопилот, попал в аварию в Хандане, Китай. 7 мая того же года в Уиллистоне, штат Флорида, США, произошел еще один смертельный случай. Последовало длительное расследование, в результате которого федеральные власти США в январе 2017 года заявили, что система Autopilot не была неисправна и не являлась причиной аварии. В последующие годы произошло еще 3 ДТП с участием Autopilot, в которых погибли водители: Model X 23 марта 2018 года, Model 3 и Model S 1 марта и 25 апреля 2019 года соответственно (все в США).
2015–2016
Tesla представила прототип седана Model 3 31 марта 2016 года. Первоначально Маск планировал назвать Model E так, чтобы буквы всех трех серийных моделей компании образовывали аббревиатуру SEX, но в итоге остановился на варианте с зеркально отраженной средней буквой: S3X. В зависимости от комплектации новый электромобиль может проехать от 350 до 520 миль на одной зарядке и стоит от $49 500 до $59 500. Неделю спустя компания получила 325 000 предварительных заказов на общую сумму более 14 млрд. долл.
20 июля 2
«Если вы не водите машину, вы можете получать доход, который компенсирует или превышает ежемесячные расходы по кредиту или лизингу. Это снизит стоимость владения до такой степени, что каждый сможет иметь автомобиль Tesla», — пообещал Маск.
Маск инвестирует в стартап и станет председателем совета директоров Tesla Motors. Работа над Roadster начинается осенью 2004 года, в том же году технический изобретатель Ян Райт уходит в отставку и ставит под сомнение успех проекта. И напрасно.
Первая «черновая» модель была завершена в мае 2006 года, и ей удалось привлечь новых инвесторов. Кстати, среди них были основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж. Прочитать историю их успеха можно здесь.
Первая презентация модели состоялась летом 2006 года. Сразу после мероприятия компания получила 30 предварительных заказов на электромобили стоимостью 110 тысяч долларов. В последующие две недели было получено 127 заказов. Отличные результаты!
Roadster появляется на обложке журнала Time в декабре и получает награду «Лучшее изобретение 2006 года». Успех подкрепляется мощной PR-кампанией, а основателю Мартину Эберхарду присваивается звание первого производителя спортивных электромобилей, в то время как о Маске пока ничего не слышно.
Первоначально автомобили должны были собираться компанией Lotus в 2006 году. Tesla Motors понадобится только для компонентов шасси. Как оказалось, они построили свой собственный завод по производству батарей и отправляли детали в Lotus.
Что они получили в итоге? Предполагаемая стоимость электромобиля удваивается: до 200 тысяч долларов вместо запланированных 68 тысяч долларов.
Как нетрудно догадаться, бренд Tesla появился как дань уважения изобретателю Николе Тесле, чей асинхронный двигатель переменного тока Эберхард и Тарпеннинг хотели использовать в своем автомобиле. Они открыли первый офис Tesla Motors в офисном здании в Менло-Парке, штат Калифорния. В течение 2003 года партнеры доработают свою идею и сформулируют коммерческое предложение, которое заинтересует потенциальных инвесторов. Разработчики решили начать производство двухместного спортивного автомобиля, а затем постепенно переходить к другим производственным классам.
Автомобиль должен был предложить все преимущества и характеристики спортивного автомобиля высокого класса по более низкой цене для покупателя и с меньшими затратами для окружающей среды. Планировалось, что автомобиль будет разгоняться до 100 км/ч за 3,9 секунды, без выбросов вредных веществ и по цене менее половины стоимости самого дешевого спортивного автомобиля. В качестве основы для нового электромобиля было решено использовать модель Elise от британского автопроизводителя Lotus, а Tesla позаимствовала некоторые компоненты у Tzero. К началу 2004 года все контракты были подписаны, и Эберхард и Тарпеннинг могли приступить к поиску инвесторов.
Вместе с венчурным капиталом, семьей и друзьями партнеры смогли добиться следующего
Этот бизнес сделал 31-летнего Илона Маска богатым бизнесменом и перспективным инвестором. В мае 2002 года он основал еще одну компанию, Space X, которая проектирует, строит и запускает современные ракеты и космические корабли и ставит своей целью «снизить стоимость космических путешествий» и «проложить путь к колонизации Марса». После презентации Маск согласился инвестировать в Tesla Motors и стал председателем совета директоров Eberhardt and Tarpenning. По данным Business Insider, первый раунд инвестиций составил $7,5 млн.
«Тесла» была неслыханной компанией-стартапом. Эберхард и Тарпеннинг хотели создать автомобиль, который бы доказал всему миру, что электромобили предназначены не только для поля для гольфа. Но они были далеки от автомобильного мира, и все для них было в новинку. Это не могло не сказаться на сроках создания первой модели — буквально всему приходилось учиться с нуля, и каждая мелочь становилась проблемой, вспоминал Тарпеннинг годы спустя.
Финалисты конкурса дизайна «Родстер». Фото: businessinsider.com
Илон Маск финансирует Tesla Motors на $6,5 млн
Tesla продолжала развивать и совершенствовать свой первый автомобиль Roadster. Компания открыла собственное производство во Фримонте, на заводе площадью 5,5 млн кв. футов, ранее принадлежавшем Toyota и General Motors. К 2006 году в компании работало более ста человек. В мае был готов первый прототип нового электрического гоночного автомобиля EP1. Второй раунд инвестиций привлек около 40 миллионов долларов. По словам Форбса, 13 миллионов долларов инвестировал Элон Маск, а остальные средства были собраны за счет взносов крупных американских венчурных фондов Valor Equity Partners, Compass Technology Partners, VantagePoint Capital Partners и бизнес-ангелов, соучредителей Google Ларри Пейджа и Сергея Брина.
Стало очевидно, что компании Tesla Motors необходимо выйти в СМИ. Компания подписала контракты с несколькими рекламными агентствами. 19 июля 2006 года Tesla представила прототип Roadster в Санта-Монике. Список из 350 гостей включал важных политиков, звезд кино и миллиардеров, среди гостей был даже тогдашний губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер. Целью презентации было создание «списка сотни» — первых ста покупателей Roadster. Гостям было предложено принести на вечеринку чековую книжку, провести тест-драйв прототипа и приобрести эксклюзивную модель со специальным значком, подписанным Эберхардом, Тарпеннингом и Маском, за 100 000 долларов.
Tesla Roadster признают лучшим изобретением 2006 г.
Арнольд Шварценеггер на презентации Tesla. Фото: wikipedia.org
После пробной поездки с
Выпуск Roadster существенно задержался
Недоразумения на самом верху Tesla усиливались. Пока шла работа над Roadster, вопросы оставались без ответа буквально по всем направлениям — от планирования производства до поиска компонентов и тестирования надежности, рассказал Эберхардт в интервью Business Insider. Как только команде удавалось завершить работу над деталью, поступали новые предложения по оптимизации. Производство электромобиля было отложено. Штат сотрудников рос, бухгалтерия огромной компании становилась все сложнее, и Эберхард уже не мог совмещать все административные задачи с работой над Roadster. Остро встал вопрос о новом генеральном директоре, который мог бы сменить Эберхарда.
Жесткий менеджмент Маска принес свои плоды: еще до выхода Roadster на рынок весь мир знал о компании Tesla. В 2008 году компания, наконец, была готова выпустить свой первый электромобиль. Однако после повторного анализа Tesla пришла к неутешительному выводу: разработка автомобиля обошлась в 140 миллионов долларов, в пять раз превысив первоначальный бюджет. Нельзя было игнорировать и падающий автомобильный рынок — ведущие мировые автопроизводители один за другим подавали заявления о банкротстве, а Tesla сняла с производства Roadster. Чтобы спасти компанию, Элон Маск вложил десятки миллионов долларов из своего личного бюджета и снова обратился к инвестиционным фондам. Уравновесив ситуацию, Маск стал генеральным директором Tesla в октябре 2008 года.
При чем тут Илон Маск?
Шоу-рум Tesla. Фото: autotesla.ru
В марте началось серийное производство Roadster. Модель оказалась успешной — уже в 2012 году с конвейера сошло 2 600 автомобилей. Он мог разогнаться до 100 км/ч (62 миль/ч) за 3,6 секунды и проехать 220 миль (350 км/ч) на одном заряде батареи; Roadster развивал скорость 200 км/ч (124 миль/ч) и был первым в мире полностью электрическим автомобилем. Поскольку контракт между Tesla и Lotus на поставку 2 500 автомобилей истек в конце 2011 года, модель поступила в продажу в 2012 году.
Прототип второй модели Tesla, Tesla Model S, был представлен на Франкфуртском автосалоне 2009 года в Германии. Второй электромобиль Маска сошел с конвейера в 2012 году. Model S проезжает 426 километров на одном заряде аккумулятора. Время полной зарядки аккумулятора сократилось до 30 минут. В самой дорогой комплектации автомобиль разгоняется до 100 километров в час за 3,1 секунды. Цены на Model S начинаются от 75 тысяч долларов. В 2015 году Tesla начинает серийное производство своего первого полноразмерного кроссовера Tesla Model X, который может проехать около 500 километров на одной зарядке.
Со временем Маску удается приблизить реальность к заявленной цели Tesla: Стоимость электромобилей снижается, а характеристики не уступают бензиновым автомобилям. В 2017 году компания запускает свою самую эффективную модель, Tesla Model 3, базовая версия которой стоит не более 35 000 долларов. Модель была представлена
Размолвка Маска с Эберхардом: так не могло продолжаться вечно
Но Маск не собирается останавливаться на достигнутом: 16 ноября 2017 года компания Tesla представила электрический грузовик Tesla Semi, который будет поставляться с 2019 года. Tesla Semi может проехать до 800 километров без подзарядки аккумулятора. Без груза он достигает 100 км/ч за 5 секунд; с полным 36-тонным грузом он разгоняется за 20 секунд. Батарея электрического грузовика может быть полностью заряжена всего за 40 минут. Интересно, что компания уже получила заказы на Tesla Semi от глобальных компаний в 2017 году. Известно, что только компания PepsiCo заказала 100 электрических грузовиков для собственной службы логистики.
В марте 2019 года Tesla представила свой первый внедорожник, шестую модель, Model Y. Производство автомобилей начнется не раньше осени 2020 года. Запас хода Model Y без подзарядки составляет 370 километров, а разгон до 100 километров в час занимает 5,9 секунды. Максимальная скорость автомобиля составляет 193 километра в час. В базовой комплектации автомобиль будет стоить 39 000 долларов.