Кто из нас хотя бы раз в жизни не пользовался услугами транспортной компании? Это удобно. Вы можете отправить подарок родственникам в другой регион, отправить крупногабаритный багаж на работу или на новое место жительства, доставить покупателю товар, проданный через интернет, и т.д.
Жалоба на транспортную компанию: за что, когда и как
Представьте себе: Вы заказали китайский фарфоровый сервиз из 160 предметов на день рождения своей свекрови. Вы платите заранее, выбираете лучшего поставщика и ждете. Но когда груз был доставлен, оказалось, что прибыло только 90 товаров. Остальные 70 человек исчезли. Или сломан. Или это был вовсе не сервис, а мойка стола за 50 тысяч евро. Но это могло быть и что-то другое — это не имеет значения.
Подарок испорчен, распоряжение тоже, а ТК разводит руками: мы, мол, не виноваты, это все было так и так, что поделать, я не знаю. К счастью, мы в Pravoved.RU знаем: нужно писать заявление. Если это не помогает, вы должны пожаловаться в транспортную компанию. Кроме того, вы можете обратиться в суд. Почему? Давайте слушать все по очереди!
Зачем нужна претензия и кто ее может подать?
Каждая доставка, будь то ваш заказ из интернет-магазина, гостинец родственникам из Сочи или фура с картошкой из Краснодара, осуществляется на основании договора перевозки (статья 785 Гражданского кодекса). Как правило, это автомобильные перевозки, потому мы будем говорить в основном о них.
С момента передачи груза перевозчику перевозчик несет ответственность за сохранность вверенного ему груза и его своевременную доставку получателю. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перевозчик обязан возместить причиненный ущерб и выплатить пени и штрафы, но об этом подробнее позже.
Чтобы потребовать компенсацию, необходимо направить претензию перевозчику. Это обязательная досудебная процедура урегулирования проблем с перевозчиком — без нее заинтересованное лицо не имеет права, например, требовать компенсации в суде (ч. 1 ст. 797 ГК РФ, ч. 2 ст. 39 Устава, принятого Федеральным законом № 259 от 08.11.2007). Претензия служит жалобой на транспортную компанию, поданной в компетентный орган, и позволяет документально подтвердить наличие неразрешенного конфликта и продемонстрировать вашу решимость отстаивать свои интересы.
Грузоотправители, грузополучатели и страховщики могут предъявить такой иск, если они выплатили страховое возмещение за небрежное исполнение перевозчиком своих обязательств.
Когда можно предъявить претензию перевозчику?
По договору перевозки перевозчик отвечает за сохранность груза с момента его получения и выдачи получателю (статья 796 Гражданского кодекса, часть 5, статья 34 Устава), а также за своевременную доставку (a
- задержка в доставке груза транспортной компанией;
- утрата груза;
- недостача груза;
- повреждение груза.
Следует отметить, что перевозчик не несет ответственности за ущерб, если груз поврежден по причинам, не зависящим от контроля и ответственности перевозчика (статья 34(6) Устава). Эти обстоятельства включают, но не ограничиваются ими:
На какое возмещение можно претендовать?
Обязанность доставить груз в целости и сохранности возлагается на перевозчика. Согласно статье 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О перевозках грузов».
- стоимости утраченного или недостающего груза;
- суммы, на которую понизилась стоимость груза в случае повреждения, а в случае невозможности его восстановления – полной стоимости груза;
- объявленной стоимости либо ее доли, в случае утраты, повреждения или недостачи груза с объявленной ценностью.
Именно перевозчик должен возместить заказчику ущерб, причиненный повреждением или утратой груза.За исключением случаев форс-мажора: стихийных бедствий, аварий. В этом случае ни перевозчик, ни экспедитор не несут ответственности перед клиентом.).
Вы также можете получить от перевозчика денежную сумму, равную упущенной выгоде.
В ваших интересах принять эти меры своевременно. В противном случае перевозчик и транспортная компания будут считать, что груз прибыл в целости и сохранности. И вы не можете требовать компенсации или убытков.
- дорожно-транспортное происшествие (постановление Президиума ВАС № 9587/10 от 14.12.2010);
- пожар (постановление Президиума ВАС № 14316/11 от 20.03.2012);
- хищение (постановление Президиума ВАС № 14480/03 от 18.01.2005).
Как максимально обезопасить груз при перевозке
- Пользоваться услугами только проверенных транспортных компаний.
- Запрашивать документальное подтверждение того, что ваш груз отправляется в путь на автомобиле и с водителем, которые указаны в Договоре и/или Заявке.
- Проверять наличие у перевозчика полиса страхования ответственности за груз.
- Заказывать максимально надёжные способы грузоперевозок — с замками и креплениями повышенной защиты.
Мы надеемся, что эта статья была вам полезна.
Размер компенсации при порче или потере груза
- Если утерян товар, стоимость которого указана в сопроводительной документации, ущерб возмещается в размере обозначенной суммы.
- Если утеряна часть груза, экспедитор должен выплатить часть его стоимости, равной недостающему количеству товара.
- Если ценность груза не была заранее объявлена экспедитору, он обязан выплатить компенсацию в размере реальной стоимости потерянного товара.
- Если в вашем договоре с транспортной компанией указано, что экспедитор при порче или утери груза обязан вернуть полученное им вознаграждение, вы имеете право вернуть и эту сумму.
Что нужно сделать для получения компенсации при порче или потере груза
- Получатель груза либо его доверенное лицо должны уведомить экспедитора о недостаче в процессе выдачи товара.
- Если п. 1 по каким-либо причинам выполнить невозможно, необходимо направить экспедитору уведомление о порче или потере имущества в течение одного месяца с момента получения груза.