Первые христиане были объединены учением Спасителя. Желание провозгласить всем народам весть о возможном спасении через веру в живого Бога и вечной жизни. (Матфея 28:19)
Евангельские христиане
Евангельские христиане (евангелические, евангелисты, евангелисты, евангелисты, также евангелисты) — это ряд протестантских деноминаций, название которых происходит от Евангелия, которое (как и Библия в целом) рассматривается как основной источник вероучения.
Основными характеристиками евангельских протестантских церквей являются акцент на личном духовном возрождении каждого верующего, миссионерская деятельность и строгая моральная позиция 1 4 5 .
Движение рассматривает спасение как свершившийся факт и верит, что оно возможно только через веру в искупительную жертву Иисуса Христа.6 В данном контексте используется термин «евангельские протестантские церкви».
Термин «евангельские христиане» в российском контексте трактуется неоднозначно.7 В 2019 году в академическом сообществе развернулась активная дискуссия о необходимости уточнения значения этого термина. Поводом для дебатов послужила позиция представителей Панъевропейского союза евангельских христиан a о том, что «200-летнюю историю евангельского движения в России» следует отсчитывать от начала синодального перевода Библии 7. Эту идею критиковали многие известные историки7. Этой позиции противоречила разработанная в отечественной историографии концепция, согласно которой евангельское движение / евангельско-баптистское движение в России началось в середине 19 века 7 .
По оценкам американских исследователей, в 2016 году в мире насчитывалось около 619 миллионов евангелистов, или каждый четвертый христианин 8. Самая большая концентрация евангелистов в мире находится в США 9. Американские евангелисты составляют четверть населения страны и являются самой большой религиозной группой 10 11. Основными евангельскими движениями являются баптисты, пятидесятники, харизматические евангелисты, неохаризматические евангелисты и неденоминационные евангелисты.
Содержание
- 1 Особенности вероучения
- 2 Конфессии и направления
- 3 Богослужения
- 4 История
- 5 Комментарии
- 6 Примечания
- 7 Литература
Евангельские христиане верят, что спасение возможно только через личную веру в Иисуса Христа. Они подчеркивают, что членство в религиозной организации или регулярное участие в ее таинствах не спасет человека, если у него нет личной веры.
Также утверждается, что никакое доброе дело без веры во Христа не гарантирует спасения души. Это объясняется, например, следующими словами Библии: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и то не от себя, это дар Божий, не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9). Некоторые церкви подчеркивают, что вера без добрых дел не спасает, потому что она «мертва» (Иакова 2:14-26).
Евангельские христиане верят, что возрождение является необходимым условием для обретения спасения. Под «возрождением» подразумевается особый духовный опыт обращения к Богу, возрождение мертвого духа человека. Когда человек рождается свыше, он испытывает покаяние (раскаяние за свой прежний греховный образ жизни) и радость от того, что его грехи прощены добрым Богом.
В русскоязычной дискуссии в эту группу входят, в основном, такие деноминации, как пятидесятники и харизматы, меннониты, баптисты (в России: евангельские христиане-баптисты) и Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХБ), который считает себя преемником исторических евангельских христиан (ворчановцев).
Конфессии и направления
Однако исторические пионеры евангельского движения, составляющие неотъемлемую часть «евангелизма» в международном смысле — Моравская церковь, методисты, пресвитериане, а также лютеранский пиетизм и англиканство Низшей Церкви — практически не представлены в русскоязычном сообществе, поэтому при упоминании евангельского христианства они редко упоминаются. Кроме того, следует учитывать, что деноминации, традиционно упоминаемые в русскоязычном дискурсе, могут включать как «евангельские», так и «либеральные» церкви и объединения на Западе, так что «евангельское» в западном понимании — это не набор деноминаций, а движение, представленное внутри различных деноминаций12 .
Помимо деноминационного разделения, эксперты видят два основных направления в структуре евангельского христианского движения: либеральное и консервативное. Фундаментализм — это крайняя форма фундаментализма.
Большинство евангельских христиан, несмотря на очевидные разногласия по некоторым вопросам (либерализм и консерватизм, арминианство и кальвинизм), рассматривают другие евангельские деноминации как родственные души.
Мы привыкли думать, что христиане могут быть православными, католиками или протестантами. Именно там большинство из нас заканчивает свои знания. Однако в действительности христианский мир далеко не так однороден. Большие группы верующих делятся на более мелкие деноминации. Евангельские христиане — яркий тому пример.
Кто такие евангелисты
Кто такие евангелисты? Во что они верят? Чем их вера отличается от православия или католицизма?
Во-первых, евангелисты по сути своей являются христианами-баптистами. Их история восходит к началу 17 века. В это время в Нидерландах образовались первые группы верующих. Через несколько лет деноминация распространилась с континента в Англию. В России он прижился в XIX веке.
Когда возникло течение
Главное отличие евангелистов от других христиан в том, что их единственный канон — это Библия. Доктрина рассматривает только Библию. Рассматриваются только Ветхий Завет и Новый Завет.
Они проповедуют возвращение к истокам, к тому искреннему и чистому христианству, которое принесла людям апостольская церковь.
По мнению евангельских христиан, спасение человека возможно только через веру в Христа. Если нет веры, то никакое доброе дело не спасет душу. Они убеждены, что Иисус Христос является единственным посредником между Богом и человеком, поэтому для них не существует другой «близости» к Богу.
Верующие этого исповедания не крестятся
В России деноминация представлена пятидесятниками, меннонитами и баптистами.
Как проходят богослужения
Для нескольких древних христианских писателей общим символом всех четырех Евангелий были четыре загадочных животных, рожденных пророком Иезекиилем в реке Хебар (Иезекииль 1:5-26). Их лица были похожи на лица человека, льва, теленка и орла. Эти образы — человек (ангел), лев, телец и орел — стали эмблемами для евангелистов, то есть для христианского искусства, начиная с V в. У Матфея это человек или ангел (как в Евангелии от Матфея, показывающий особо человеческий и мессианский характер Христа); у Марка — лев (в Евангелии от Марка, показывающий всемогущество и царскую власть Христа); в Евангелии от Луки, теленок (в Евангелии от Луки, где говорится о первосвященстве Христа), связанный с жертвоприношением тельца); Иоанн с орлом (по словам Блаженного Августина, «Иоанн парит как орел над облаками человеческой слабости»); Иоанн с орлом (по словам Блаженного Августина, «Иоанн парит как орел над облаками человеческой слабости»). В конце девятнадцатого века в церквях вместо евангелистов иногда изображали только их символы (например, в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря или в Троицкой церкви в Вышеми).
В системе декора крестово-купольной церкви изображения четырех евангелистов размещены на полотнищах под куполом, символизируя распространение евангельского учения во все уголки мира. Изображения евангелистов под куполом были впервые распространены в Византии.
Самое раннее изображение евангелистов, чьи фигуры обозначены коробом с четырьмя свитками у ног Спасителя, находится в римских катакомбах Святого Марка и Марцеллана (до 340 года). Рельефы евангелистов на саркофагах датируются IV веком: в соборе Апта (Франция) сохранились надписи на Иоанне и Марке; с изображением Собора апостолов (Музей древнего Арля и Прованса); с аллегорическим изображением церковного корабля с Иисусом Христом у руля и гребущими евангелистами, каждый с надписью своего имени (Латеранский музей, Рим; фрагмент). Начиная с VI века, евангелисты изображаются вместе с Богоматерью или Иоанном Крестителем, например, на резных панелях трона (кафедры) епископа Максимиана (546-556; Архиепархиальный музей, Равенна). Изображения евангелистов в миниатюрных рукописях относятся к тому же периоду: Кодекс Россано (Евангелие от Марка и Матфея, VI век, Музей собора Россано); четыре Евангелия Раббулы (Laurent. Plut. I. 56, 586). Одно из самых ранних изображений символов евангелистов, тельца и ангела в клубящихся облаках, можно найти в композиции женщин, несущих миро в Гроб Господень, на резном панно работы