Восприятие — это процесс отражения в собственном сознании явлений и предметов в совокупности их свойств, состояний и компонентов. Этот процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы воспринимаем всю информацию с помощью зрительных, слуховых и других органов чувств.
Урок 2 Информация и знания. Восприятие информации человеком
— Информация как человеческое знание; — декларативное и процедурное знание; — информативность сообщения; — образная и виртуальная формы восприятия информации; — язык — точечная форма представления информации.
Человек воспринимает информацию из окружающей среды с помощью органов чувств — их пять: орган зрения (глаза), орган слуха (уши), орган вкуса (язык), орган обоняния (нос) и орган осязания (кожа).
Большую часть информации мы получаем с помощью зрения и слуха. Но запахи, вкусы и прикосновения также содержат информацию. Например, если вы почувствуете запах гари, вы узнаете, что на кухне подгорело блюдо, о котором вы забыли. По вкусу вы можете легко определить знакомые продукты и оценить содержание сахара или соли в блюде. С помощью осязания, то есть контакта с кожей, вы можете распознавать знакомые предметы даже в темноте и оценивать температуру внешних объектов. Таким образом, существуют различные способы восприятия информации, связанные с различными органами чувств, через которые она поступает:
Можно сказать, что зрение, слух, вкус, обоняние и осязание — это каналы передачи информации между внешним миром и человеком. Когда один из этих каналов (например, зрение или слух) выходит из строя, информационная функция других каналов усиливается. Известно, что слепые люди лучше воспринимают слух, а чувство осязания становится более важным.
Информация и письменность
Информацию можно хранить или записывать и передавать другим людям. Как это может произойти?
Люди обычно общаются друг с другом устно или письменно, т.е. разговаривают друг с другом, пишут письма, записки, статьи, книги и т.д. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других символов. Устное слово также состоит из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты называют их фонемами. Фонемы образуют слова, а слова — предложения. Существует прямая связь между письменными знаками и звуками. Сначала появилась речь, затем письменность. Цель письма — запечатлеть слова на бумаге и записать человеческую речь.
История письма очень интересна! Шрифт, который используем мы и большинство европейских стран, называется фонетическим. Здесь отдельные буквы или их сочетания обозначают звуки речи, а знаки препинания — паузы и интонацию. Китайское письмо, с другой стороны, называется идеографическим. Здесь один символ (часто называемый буквой) обозначает слово или важную часть слова (рис. 1.1). Японское письмо, с другой стороны, называется слоговым. Там один символ обозначает слог.
Самой древней формой письма, восходящей к доисторическому человеку, является пиктографическое письмо. Пиктограмма — это изображение, которое представляет собой концепцию или даже целое сообщение. Пиктографические символы широко используются и сегодня. Например, хорошо известные уличные знаки
Языки естественные и формальные
Помимо разговорных (естественных) языков, существуют также официальные языки. Как правило, это языки профессии или области знаний. Например, математическую нотацию можно назвать формальным языком математики, а музыкальную нотацию — формальным языком музыки.
Язык — это пунктуальная форма представления информации. Общение на языках — это процесс передачи информации в виртуальной форме.
Разделение людей на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов в соответствии с основными элементами нейролингвистического программирования (НЛП) позволяет нам определить их доминирующий орган чувств. Однако доминирующее сенсорное восприятие мира у одного человека не означает, что оно вытесняет другие. У человека есть четыре канала, через которые он воспринимает мир:
Общая информация о видах восприятия
Основной канал восприятия мира у человека активизирует деятельность мышления. Он активизирует другие процессы в виде памяти и воображения.
- Визуальный. При нем у человека преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности. Для него имеет значение цвет, форма.
- Слуховой. Доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие посредством звуков, тембров, мелодий, громкости.
- Кинестетический. Преобладает осязательная функция. Человеку проще распознать тот или иной предмет по запаху, вкусу, прикосновению.
- Дигитальный. Доминирует логическое восприятие мира путем построения человеком внутреннего диалога.
Существуют различные методы распознавания визуальных, слуховых, кинестетических и цифровых сигналов. Наиболее важным является диагностика доминирующего режима с помощью тестов, разработанных С. Ефремцевым. Тест доступен онлайн для пользователей интернета, которые хотят узнать доминирующий способ восприятия.
Характеристики слуховых, зрительных, моторных и цифровых медиа включают:
Слуховые, визуальные, кинетические и цифровые медиа отличаются друг от друга по своему характеру, способу передачи информации и внешнему виду. Характерной особенностью визуала является восприятие мира через зрительные образы. Самый важный орган чувств — глаза. В этом случае другие формы оценки мира не менее развиты, но им проще и удобнее обрабатывать поступающую информацию только с помощью зрения.
- доминирующий орган, участвующий в восприятии человеком окружающего мира;
- влияние ведущего канала восприятия на характер;
- соотношение вида восприятия с типом личности человека;
- набор отличий одной формы оценки человеком окружающей действительности от других.
Характеристика визуалов
Человека с нарушением зрения можно узнать по характерной мимике. Это его отличительная черта. Многое определяется внешностью человека:
Эти признаки характерны для лиц с доминирующим каналом зрительного восприятия. По внешнему виду человека можно определить, говорит ли он правду или лжет.
- направленный вверх и влево при стремлении вспомнить какую-либо информацию;
- вверх и вправо при фантазировании;
- прямо и вдаль при мыслительной деятельности.
Интересно. Зрительный человек, который пытается сказать неправду, смотрит вверх и вправо, когда ему задают определенный вопрос.
Провидцев характеризуют следующие качества:
Для зрителя важен внешний вид. Он восприимчив к тому, что видит. Эти люди ценят красоту мира и отдельных его объектов. Они не любят грязь, неряшливость и беспорядок. Если ребенок учится визуально, он лучше усваивает информацию, представленную ему в схематичной и наглядной форме.
- восприятие информации через образы;
- выраженная жестикуляция;
- использование при разговоре слов «видеть», «заметить», «мне кажется», «взгляните», «посмотрите»;
- восприятие в процессе обучения только визуальной информации в виде графиков, схем, рисунков, фотографий, экспериментов;
- обращение внимания на внешность других людей, их мимику, жесты, позы;
- хорошее воображение.
Люди этого типа быстрее обучаются скорочтению и лучше усваивают информацию в текстовом виде. Vi
Внимание! Когда вы разговариваете со слушателем, важно не повышать голос и не кричать, потому что это заставит вас чувствовать себя отвергнутым собеседником.
Люди этого типа считаются хорошими рассказчиками. Они предпочитают обсуждать тему с другими. Так они лучше усваивают любой материал. Аудиологи больше других сосредоточены на слушании и общении. Они являются одним из самых общительных типов.
Характеристика аудиалов
Аудиологи хуже запоминают лица и не всегда хорошо ориентируются на местности. Но они лучше других распознают людей по голосу. Мы можем узнать их по внешнему виду. Обычно они обращены вправо или влево.
Аудиологи менее конфронтационны и предпочитают не повышать голос. Их голос обычно мягкий, а речь размеренная и спокойная. Распространенная профессия аудиологов — музыкант. Благодаря своей общительности и разговорчивости, они имеют успех в публичных выступлениях.
- использование в речи «слуховых» фраз («слышал», «не могу понять», «скажи», «мне послышалось», «послушай меня»);
- хорошее восприятие музыки, бесед;
- неплохой слух;
- необходимость полной тишины при сосредоточении на чем-либо;
- высокая требовательность как к своей, так и чужой речи;
- большая любовь к музыке;
- чувствительность к разговорам;
- хорошая слуховая память.
Все, что важно для слушателя, — это конкретное событие, без лишних деталей. Важно установить контакт с человеком, чей тон голоса кажется им приятным. Они обращают меньше внимания на внешность людей, но в первую очередь руководствуются своим чувством слуха.