Главный принцип стоицизма — жить правильно, и это счастливое существование, к которому стремились древние, мало зависит от того, есть ли Бог, а если есть, то каковы его конкретные атрибуты.
«Как быть стоиком» Массимо Пильюччи — Ключевые идеи
Когда два года назад я начал свое знакомство со стоицизмом, я удивлялся, как древние учения могут содержать такие применимые уроки для современной жизни. Дело в том, что фундаментальные аспекты жизни практически не изменились. Несмотря на технический прогресс, мы остаемся, по сути, теми же людьми с теми же проблемами.
Урок 1: Личное развитие — бесконечный процесс
Сколько раз я обещал себе продолжать медитировать, даже когда у меня нет времени? Я понимаю важность и пользу, но как только я оказываюсь в стрессовой ситуации, у меня сразу же заканчивается время. Стоики утверждают, что все это недостойные оправдания — мы можем и должны находить время для своего личностного роста — это самая важная задача, которая нас удовлетворяет, а не мелкая задача, которую всегда можно отложить в сторону.
Один из первых шагов — признать свои слабости. Одни из самых важных — это наши собственные грехи:
- полагаться на внешние факторы счастья, которые мы не можем контролировать;
- сравнивать себя с другими и переживать об их мнении;
- хвастаться своими достижениями.
Физическое здоровье является важной частью развития личности. Здоровье важно для нас самих и для тех, кто нам дорог. Если человек пренебрегает здоровьем, дух не может развиваться в полной мере. В конце концов, тело сдастся, и болезнь возьмет верх.
Наконец, суть ответа на вопрос «Как стать стоиком?». — мы должны жить сегодняшним днем. Прошлое необходимо для принятия правильных решений на будущее. Будущего нет, и мысли о нем только усиливают нашу тревогу. Что будет, то будет. Лучшее, что вы можете сделать, — это жить настоящим.
Урок 2: Друзья могут быть полезными, приятными и добродетельными
К сожалению, чем старше вы становитесь, тем более поверхностными становятся ваши отношения с друзьями. Конечно, вам не нужно много настоящих друзей, но было бы хорошо поддерживать настоящие дружеские отношения, даже если работа для вас на первом месте. К счастью, стоики предсказали решение этой проблемы.
Аристотель разработал классификацию дружбы:
- Полезная дружба — отношения со стоматологом, парикмахером и продавцом. Несмотря на то, что эти отношения взаимовыгодные, они необязательно будут дружбой, за которую положишь жизнь.
- Приятная дружба — друзья по футболу, клубы по интересам, собутыльники и большинство коллег. Эта дружба прекращается, если исчезает общее дело или объединяющая организация.
- Добродетельная дружба — то, что мы называем настоящей дружбой. Она не основана на работе или интересах, но на том, кем мы являемся. Начало такой дружбы — признание достоинств, которыми дорожит каждый. В этих отношениях именно человеческие качества объединяют.
Первые два типа Аристотель называл случайными, зависящими от внешних обстоятельств. Аристотель называл их «добродетельной дружбой», которую он описывал как «временную»; добродетельная дружба, с другой стороны, требует активного участия и доверия, выстраиваемого в течение длительного периода времени. Каждый участник такой дружбы проявляет равную заботу о воспитании и развитии отношений. Поэтому не все способны на такие дружеские отношения.
Хотя каждый нуждается в дружбе первого и второго типа, нужно стараться развивать достаточно, чтобы настоящая дружба стала возможной. Невозможно стать стоиком, не имея хороших отношений с людьми. И я написал отдельную статью о том, как дружить как стоик: Стоицизм и дружба: как быть хорошим другом.
Глава 2. Путешествие к стоицизму: Дорожная карта.
С самого начала стоицизм развивался как очень практическая философия (что человеческие действия f
Храбрость (способность смотреть в лицо событиям и действовать соответственно).
и умеренность (способность ограничивать свои желания и соизмерять их с тем, что возможно).
Дисциплина действий (стоическая благотворительность, в смысле заботы о других) определяет наше поведение в мире.
Дисциплина действий является результатом правильного понимания этики, размышления о том, какую жизнь мы ведем.
В его основе лежит добродетель справедливости.
Наконец, дисциплина согласия (или стоического осознания) показывает, как мы реагируем на различные ситуации, когда мы либо соглашаемся с нашими первоначальными впечатлениями о ситуации, либо отвергаем их.
Эта дисциплина основана на изучении разума — как думать и как не думать — и требует добродетели разума.
В нашей власти мнения, амбиции, желания, избегание — словом, все, что принадлежит нам.
Вне нашей власти наше тело, наше имущество, наше доброе имя, наша общественная карьера — словом, все, что не принадлежит нам».
Так начинается энциклика Эпиктета, или краткое руководство к нравственной жизни.
Идея такого разделения была основополагающей в системе стоической философии.
Так называемая стоическая дихотомия контроля — когда одни вещи зависят от нас, а другие нет — на самом деле признает три уровня нашего влияния на мир.
Во-первых, мы делаем определенный выбор:
Мы ставим перед собой цель (морское путешествие) и выбираем наилучшие, по нашему мнению, способы достижения этой цели (нанимаем опытных моряков).
Затем мы понимаем, что не всегда можем достичь 100% того, что задумали.
Например, услуги рулевого, которого мы хотели нанять, могут оказаться слишком дорогими для нас, или мы нанимаем рулевого, а он заболевает.
Часть I. ДИСЦИПЛИНА ЖЕЛАНИЙ: ЧТО НАДЛЕЖИТ И НЕ НАДЛЕЖИТ ХОТЕТЬ
Наконец, есть обстоятельства, которые совершенно не зависят от нас и на которые мы никак не можем повлиять. К ним относятся, например, направление и сила ветра.
Мы склонны беспокоиться и сосредотачиваться на вещах, которые не можем контролировать.
И нам нужно сосредоточиться на тех аспектах уравнения нашей жизни, над которыми мы имеем власть.
Первый урок стоицизма заключается в том, чтобы сосредоточить свое внимание и усилия на тех областях, которые мы можем лучше всего контролировать, а остальное оставить на усмотрение Вселенной. Так вы сможете сэкономить много времени, сил и нервов.
Если вы окажетесь в сложной ситуации, вспомните историю стоического спокойствия.
В 67 году стоик Агриппин был обвинен императором Нероном в измене (вероятно, без причины). Ему сообщили: «Вы предстали перед судом Сената».
— «Пусть судьба будет благосклонна!
Но уже пять часов (в это время он сделал свой
Если мы проанализируем события нашей жизни, то поймем, что на многие вещи мы не имеем никакого влияния.
Когда вы целуете своего ребенка, брата или друга…. Помни, что ты любишь смертного, но не любишь никого из своих.
Он дается вам на данный момент, как виноград в определенное время.
Если ты жаждешь своего сына или друга, хотя он тебе не дается, то знай, что ты жаждешь винограда зимой и являешься глупцом.
Но, в конце концов, бесчеловечно говорить, что люди не должны быть привязаны к своим любимым!
Основываясь на аристотелевском понимании человека как социального животного, обладающего разумом, стоики пришли к выводу, что задача человека — применять разум в социальной жизни.
Стоики считали, что по мере психологического и интеллектуального созревания баланс должен смещаться от врожденных инстинктов к применению (эмпирически основанного) разума.
Когда мы работаем на общее благо, мы делаем это, хотя бы косвенно, для своего собственного блага.
Этот проницательный взгляд на человеческую природу подтверждается сегодня, шестнадцать веков спустя, открытиями современной науки: Было установлено, что люди эволюционировали как разновидность социальных приматов, разделяя адаптивные просоциальные инстинкты с другими членами эволюционного семейного древа.
Сократ прокомментировал космополитизм следующим образом: «На вопрос «Откуда ты?» никогда не следует отвечать «Я афинянин» или «Я коринфянин», но «Я гражданин Вселенной».
Второе по важности упражнение современного стоика — негативная визуализация. Жизнь каждого человека, независимо от состояния здоровья или богатства, — это череда несчастий. Кому-то везет, кому-то нет, но никто не избегает трудностей полностью. Практика негативной визуализации, которую древние римляне называли premeditatio malorum (предвосхищение зла), помогает сделать нас более устойчивыми к внезапному и непредсказуемому.
Допустим, вы боитесь выступать на публике. Вы представляете, что забудете свою речь, что будете потеть и заикаться, что люди в аудитории не будут вас слушать или будут смеяться над вами. Вместо того чтобы выступать на важных конференциях, продвигать свои идеи, завоевывать славу и поддержку, вы прячетесь в аудитории, раздражаетесь на других выступающих, и ваша карьера стагнирует. Упражнение на негативную визуализацию просит вас представить самый негативный сценарий вашего страха, пережить его и осознать, что у вас достаточно внутренних ресурсов, чтобы справиться с тем, что произошло.
Другой способ использовать это упражнение — поговорить с одним из гр.
Позитивная психология, которая также берет свое начало в стоицизме, предлагает другую вариацию этого упражнения — сравнение по нисходящей. Когда с нами случается неудача, мы обычно расстраиваемся, потому что представляем себе только вариант, когда все прошло идеально, забывая о том, что существуют градации неудач. Предположим, вы сломали руку во время поездки за границу, вам пришлось лечь в больницу и отменить некоторые свои планы. Это, конечно, достаточная причина, чтобы расстроиться, ведь как было бы хорошо, если бы этого не произошло. Теперь представьте, что перед поездкой вы решили не оформлять медицинскую страховку, руководствуясь девизом «на всякий случай». В этом случае перелом руки обойдется вам не только в отмену планов, но и в значительные финансовые затраты и необходимость решать вопросы, которые обычно берет на себя страховая компания. Практически в любой ситуации вы можете применить эту «позитивно-негативную визуализацию», чтобы понять, что все не так уж плохо.
Нам всем полезно хотя бы иногда смотреть на себя со стороны, и такое упражнение входит в репертуар стоиков. В руководстве Эпиктета приводится такой пример: «Если слуга соседа разбивает стакан, принято сразу же говорить, что в этом нет ничего необычного. Вы должны знать, что если вы разбили свое стекло, вы должны сделать то же самое со стеклом вашего соседа. Переходите к более важным вещам. У кого-то умер ребенок или жена? Каждый скажет вам, что это обычное явление среди людей. Но когда кто-то умирает, он тут же восклицает: «О, я несчастен!». Однако мы должны помнить о том, что мы чувствуем, когда слышим о несчастье других».
Как и упражнение на негативную визуализацию, взгляд со стороны можно использовать по меньшей мере двумя способами. Первое упражнение, как предлагает Эпиктет, — это напомнить себе, что наши проблемы, какими бы малыми или большими они ни были, мало чем отличаются от проблем других людей.
Второе — избавиться от ощущения исключительности. Это часто бывает злой шуткой, потому что мы склонны судить собственные ошибки гораздо строже, чем если бы они произошли с нашими друзьями или незнакомцем. Если друг жалуется нам, что допустил ошибку в разговоре с начальником, мы утешаем его, уверяя, что через день он об этом забудет. Если с нами вдруг случится то же самое, мы будем мысленно прокручивать ситуацию в течение недели и планировать самые негативные сценарии последствий. Здесь также полезно сделать шаг назад, представить друга на вашем месте и подумать, что бы вы сказали ему в этой ситуации. А затем скажите это себе. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока S
Не менее полезно смотреть на себя не только со стороны, но и сверху. Мы живем на планете, возраст которой превышает 4 миллиарда лет. Наше время на планете измеряется несколькими десятилетиями; оно подобно песчинке на пляже. Марк Аврелий писал в своих «Медитациях»: «Какую долю в бесконечной и пустой вечности отводит судьба каждому, раз он так быстро исчезает в вечности?». Очень полезно регулярно спрашивать себя, насколько важен спор с автомобилистом на соседней полосе движения, о котором вы говорите в восьмом лице, в масштабах не только планеты, но хотя бы вашей личной жизни. Но в масштабах планеты, конечно, это скорее индикатор. Хорошим упражнением является медитация визуализации, когда вы начинаете с себя и удаляетесь все дальше и дальше: сначала от своей комнаты, затем от дома, улицы, города, области, страны, континента, планеты и так далее. Если поначалу вам покажется сложной такая визуализация, посмотрите короткометражный фильм IBM «Десятая степень» 1977 года.
Когда наши друзья жалуются на чье-то поведение, мы вряд ли скажем: «Ты это заслужил!». Или: «Ты должен поквитаться за это». Более вероятно, что наш совет будет звучать так: «Этот человек — дурак или подлец, не принимай его близко к сердцу, забудь о нем.
Марк Аврелий рекомендовал начинать каждый день с фразы: «Сегодня я столкнусь с реакцией, неблагодарностью, наглостью, вероломством, злобой и эгоизмом — и все это будет вызвано невежеством виновных, их неспособностью отличить добро от зла. Помните советы, которые вы даете своим друзьям, и не забывайте давать их себе, когда вас обижают или оскорбляют. Будда жил за несколько веков до стоицизма, но есть притча, в которой он применяет принципы этой философии.
Однажды Будда и его ученики пришли в один из городов и начали учить. Послушать его собрались почти все жители города, включая детей самого высокого брамина города. Брамин был крайне возмущен этим и начал оскорблять Будду. Будда молча выслушал его, а затем задал ему вопрос: «Скажи мне, почтенный, часто ли к тебе приходят люди и приносят тебе подарки?». «Конечно», — ответил он. «А что вы делаете с подарками, которые вам не нравятся?». — Будда продолжил. «Конечно, я забираю их обратно, — ответил брамин, — как они посмели дать мне такие вещи?» «Твои оскорбления — это подарки, которые ты принес мне, — сказал ему Будда, — но это я должен принять или отвергнуть эти подарки. Я не принимаю твоих даров, уходи». Если вас оскорбляют, помните, что вы всегда можете просто отвергнуть эти оскорбления.
А как насчет жалоб? Недовольство возникает в нас из-за несбывшихся ожиданий. В нашем взаимодействии с другими людьми и с миром мы всегда действуем на основе ожиданий: что люди будут вести себя определенным образом, что мир вознаградит наши добрые дела. Когда эти ожидания не оправдываются, возникает обида — на конкретного человека или на весь мир. Что можно сделать? Во-первых, вы всегда должны помнить, что люди не читают мысли и поэтому не знают ваших ожиданий. Если вы ожидаете, что определенный человек будет вести себя определенным образом, лучше всего сообщить ему об этом. Во-вторых, помните о дихотомии контроля. Да, мы можем выразить свои ожидания, но мы не можем контролировать другого человека. В-третьих, полезно проверять себя и помнить, что мы тоже далеко не всегда оправдываем ожидания других. Если вы расстроены тем, что ваш друг не придет в гости, вспомните, что вы были приглашены и что вы были настолько измотаны рабочей неделей, что не могли выйти из дома.
Я был один, в безмятежности я потерялся; Я растворился в пучинах текучести, как желтый лист; О, это солнце, огненный магнит; Тополиный пух, пронзающий великую границу. — Я был один, на границах растворенного мира; И цвета милых птиц, порхающих низко в звуке; Летящие, как дух, планеты внутри; Человеческий принцип? Или мантию мага? — Я был один, кричал на светофоре: «Стоицизм! Я был один, я доверил свое одиночество тому, кто понимал суть банки кока-колы; Витраж разбит, и вся пернатая грязь продолжает колоть мне зубы пижмой; Я был один, но я также согласился; когда я вдохнул пыль города чумы; когда я сказал:
Следующий важный принцип:
Из Второзакония.
23 августа 2021 15:19