ЧС — это чрезвычайная ситуация, которая возникла (или может возникнуть) на определенной территории вследствие природных, техногенных или социальных факторов, повлекшая за собой материальные потери и ущерб здоровью и жизни людей.
Что на самом деле значит режим ЧС для обычных граждан?
Когда разразилась пандемия, СМИ и защитники писали в социальных сетях, что в стране должно быть объявлено чрезвычайное положение. Они утверждают, что после введения чрезвычайного положения гражданам будет лучше — контракты будут признаны недействительными и не будут исполняться, а правительство покроет все убытки.
Не могли бы вы рассказать нам, что именно происходит, когда штат объявляет чрезвычайное положение, и когда это может произойти?
Государство имеет обязательства перед своими гражданами, даже если объявлено чрезвычайное положение.
Однако объявление чрезвычайного положения не ведет автоматически к расторжению контрактов, и государство не обязано оплачивать все убытки, понесенные населением. Напротив, объявление чрезвычайного положения накладывает на граждан дополнительные обязательства.
Что такое режим ЧС и когда он вводится
Чрезвычайное положение вводится, когда происходит катастрофа, представляющая серьезную угрозу для людей, природы или имущества. Это может быть авария, катастрофа, эпидемия, стихийное бедствие и т.д. Если масштаб бедствия велик и государство чувствует, что не может справиться с последствиями в ходе обычной деятельности, власти устанавливают режим чрезвычайной ситуации.
Режим чрезвычайной ситуации позволяет своевременно реагировать на ситуацию и привлекать различные уровни власти для устранения последствий. Проще говоря, этот режим позволяет нам сделать все возможное в чрезвычайной ситуации, чтобы минимизировать ущерб.
Следует отметить, что военное положение может быть введено в случае нападения на Россию или угрозы такого нападения, а чрезвычайное положение может быть объявлено в случае угрозы конституционному строю. Это разные правовые системы. Права граждан и бизнеса сильно ограничены, если они соблюдаются. Военное положение или чрезвычайное положение не следует путать с чрезвычайным положением.
Президент, правительство, главы субъектов Российской Федерации или местные власти могут объявить чрезвычайное положение в зависимости от масштаба бедствия. Теоретически этот статус может распространяться на всю территорию России, но на практике он обычно объявляется в отдельных городах или регионах.
Например, весной 2019 года чрезвычайное положение было объявлено в Забайкальском крае из-за лесных пожаров, а летом 2019 года — в Иркутской области из-за наводнения в жилых районах. Март 2020 года,
Главные новости — в нашем Телеграме
Подпишитесь, чтобы следить за разборами новых законов и анализом финансовой ситуации
Обязанности граждан и организаций при режиме ЧС
Ограничения в отношении работников. Введение чрезвычайного положения может ухудшить ситуацию для работников. В качестве примера можно привести последствия чрезвычайного положения для работников:
Обязательства организаций. При возникновении чрезвычайной ситуации организации должны:
Организации всех форм собственности участвуют в чрезвычайных мероприятиях за свой счет.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на
Более 12 миллионов, но не более 1,2 миллиарда.
Более 50 миллионов, но не более 500 миллионов.
- временный перевод на другую работу без согласия сотрудника на срок до одного месяца;
- прекращение трудового договора в связи с ЧС, которая препятствует продолжению трудовых отношений;
- сверхурочная работа с письменного согласия сотрудника;
- привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без согласия сотрудника.
- режим простоя с выплатой не менее ⅔ оклада
Более 12 миллионов, но не более 1,2 миллиарда.
- Финансировать мероприятия по защите работников. Например, организовать дополнительную уборку и обеззараживание помещений УФ-лампой .
- Приостанавливать деятельность, если есть угроза безопасности жизнедеятельности работников и граждан.
При выявлении ЧС в зависимости от последствий ЧС, сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, классификации ЧС и характера ЧС, а также других факторов, влияющих на безопасность населения и требующих дополнительных мер по защите населения и территории от ЧС, определяется одно из следующих мероприятий
Критерии и основания введения ЧС
Уровень реагирования — по решению руководителя учреждения при ликвидации ЧС силами и средствами учреждения, находящимися в зоне ЧС, если зона ЧС расположена на территории данного учреждения,
Местный уровень реагирования:
Региональный (межмуниципальный) уровень реагирования — по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при ликвидации ЧС силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, находящихся в зоне ЧС, затрагивающей территории двух и более муниципальных районов или территории муниципального района и городского поселения.
Местный уровень реагирования:
Уровни реагирования на ЧС
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации либо которые уполномочены на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может быть установлен один из следующих режимов функционирования
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или чрезвычайного положения, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленный порядок работы органов управления и вооруженных сил единой системы.
В случае необоснованного введения и длительного применения «чрезвычайного положения» начальник Главного управления МЧС РФ по территории Российской Федерации инициирует его отмену.
- решением главы городского поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного городского поселения;
- решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного сельского поселения, либо межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района;
- решением главы городского округа при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа;
- решением должностного лица, определяемого законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, при ликвидации чрезвычайной ситуации на внутригородской территории города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя;
Рассмотрим введение режима чрезвычайной ситуации на примере лесных пожаров.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие при ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах в результате лесных пожаров в соответствии с планами тушения лесных пожаров, едиными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневров лесопожарных команд, пожарной техники и оборудования.
Введение (снятие) режима ЧС
Граждане и юридические лица, в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», участвуют в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами.
- режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Типы чрезвычайных ситуаций (ЧС)
Критерии для объявления чрезвычайного положения
Критерии для объявления чрезвычайного положения
Чрезвычайная ситуация в коммунальных лесах
Крупные лесные пожары не локализованы, и лесной пожар горит более двух дней
Глава местного самоуправления в соответствии с решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций | Чрезвычайная ситуация в региональных лесах | Зона чрезвычайной ситуации не выходит за границы какого-либо субъекта Российской Федерации. Чрезвычайное положение объявляется на территории 2 или более городских округов. В то же время показатели горимости лесов на 50% и более превышают средние значения за последние 10 лет. |
Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по решению Комитета по предупреждению и ликвидации ЧС | Чрезвычайная ситуация в надрегиональных лесах | Зона чрезвычайной ситуации касается территории двух или более субъектов Российской Федерации, в каждом из которых введено чрезвычайное положение. |
Решение принимается правительственной комиссией на основании информации, предоставленной Федеральным министерством транспорта и связи Российской Федерации. | Что означает объявление чрезвычайного положения для населения? Это означает, что граждане обязаны выполнять указания органов власти относительно мер, которые необходимо принять для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий. | Например, если отдан приказ об эвакуации или карантине дома или медицинского учреждения во время чрезвычайной ситуации, граждане обязаны это сделать независимо от их желания или предпочтений. Невыполнение требований карается законом, т.е. Законом об административных правонарушениях (VwV) и Уголовным кодексом (StGB). |
Вводя чрезвычайное положение, государство берет на себя ответственность за здоровье и жизнь населения страны: | Очевидно, что введение чрезвычайного положения налагает на государство чрезмерное материальное и финансовое бремя. Экономике наносится огромный ущерб. Задача государства также состоит в том, чтобы восстановить его. | Пандемия (что это такое?) сильно ударила по всем странам без исключения. США пострадали от COVID-19 сильнее, чем другие страны. |
Это произошло из-за несвоевременных мер по самоизоляции населения (что это такое?). В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации президент США Трамп объявил чрезвычайное положение сначала в нескольких штатах, а затем и во всей стране. Это произошло 13 марта 2020 года. | Официальное толкование чрезвычайного положения в России изложено в Федеральном законе № 68. 1 апреля 2020 года этот закон добавил «распространение заболевания, опасного для окружающих» в список оснований для введения чрезвычайного положения. | Пандемия (что это такое?) сильно ударила по всем странам без исключения. США пострадали от COVID-19 сильнее, чем другие страны. |
Что значит режим ЧС в стране
В настоящее время (конец апреля 2020 года) чрезвычайное положение действует не по всей стране (даже не в Москве), а только в некоторых городах (например, в Элисте и Абакане).
Пока что правительство надеется сдержать «взрывное» распространение COPID-19 с помощью мер, принятых самостоятельно.
- Повседневный режим – это деятельность специальных органов и формирований РСЧС (Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) по мониторингу, прогнозированию и предупреждению возможного наступления ЧС.
- Режим повышенной готовности – в рамках этого режима осуществляется усиление контроля за обстановкой, применение некоторых ограничительных мер.
Карантин как мера контроля угрозы заболевания и предотвращения чрезвычайных ситуаций до настоящего времени был наложен только на следующие популяции в Российской Федерации:
Будет ли введено чрезвычайное положение на всей территории России в связи с КОВИД-19, зависит от дальнейшего хода событий как в стране в целом, так и в отдельных субъектах Российской Федерации. Президент Владимир Путин оставил решение о смягчении или ужесточении ограничительных мер на усмотрение региональных лидеров.
Справедливый вопрос: «Почему бы не ввести чрезвычайное положение на всей территории России?
- ограничение конституционных прав граждан на передвижение (комендантский час и карантин);
- проведение мобилизации (это как?) населения на выполнение работ, необходимых в конкретный момент времени;
- при необходимости – изымание транспортных средств и имущества у граждан;
- остановку опасных производств;
- введение особого оборота продовольствия и предметов первой необходимости;
- усиление охраны.
Во-первых, это чрезвычайно дорого для государства. Во-вторых, ей до сих пор удавалось избежать полного заражения всего населения страны благодаря мерам самоизоляции.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил в интервью, что власти принимают самые эффективные меры по борьбе с КДД-19.
Введение чрезвычайного положения может существенно ограничить конституционные свободы и права граждан, но при этом значительно облегчит положение малых и средних предприятий и граждан, работающих вне государственных структур.
- безвозмездно обеспечивает безопасными условиями для проживания, питанием, предметами первой необходимости;
- обеспечивает бесплатной медицинской помощью;
- оказывает психологическую помощь;
- дает отсрочку на выплату кредитных обязательств перед банками;
- дает отсрочку на оплату услуг ЖКХ.
Чрезвычайное положение было введено только в некоторых субъектах Российской Федерации. Только время покажет, что будет дальше.
Автор статьи: Елена Копейкина
Елена Кепикова — Елена Кепикова. До скорой встречи на страницах блога
Введен ли режим ЧС в России
Сергей: Впервые Москве повезло иметь депутата, который уже сделал для города больше, чем все остальные вместе взятые, включая советскую эпоху. И как же мы устали от этих глупых нападок на него людей без чувства юмора.
В Москве созданы лучшие условия жизни для пенсионеров, студентов, школьников и других социально защищенных групп населения. А блокировка карт осуществляется во имя спасения жизней. LIVE. Как вы надоели со своим целлулоидным хамством.
Ваш комментарий(и).
Правительство внесло в Госдуму законопроект, уполномочивающий кабинет министров объявлять чрезвычайное положение на всей территории страны, в том числе в случае эпидемий. В настоящее время этот статус определяется решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на федеральном уровне, либо решением региональных и местных органов власти в отдельных регионах. Президент может объявить чрезвычайное положение в случае национальной чрезвычайной ситуации.
Развернуть на весь экран
- людей, инфицированных коронавирусом (как больных, так и носителей);
- лиц, контактировавших с заболевшими;
- всех граждан, прибывших из-за рубежа.
Игорь Иванько, Коммерсантъ / Купить фото
В пояснительной записке к законопроекту, представленной правительством, говорится: «Целью является регулирование отношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV». Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» добавляет новую причину для введения статуса чрезвычайной ситуации — «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих». До сих пор такие основания для введения чрезвычайного положения не были включены в закон.
Кроме того, документ предоставляет правительству право вводить режим повышенной готовности или чрезвычайного положения на всей или части территории России.
Если законопроект будет принят, Кабинету министров будет предоставлено право определять правила введения состояния тревоги или чрезвычайного положения. Кроме того, правительство сможет координировать работу единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Краткое резюме
Согласно законопроекту, в случае введения чрезвычайного положения в связи с распространением опасного заболевания правительство может ограничить оптовую и розничную продажу лекарств на срок не более 90 дней на основании списка, который будет составлен правительством. Федеральная исполнительная власть также будет регулировать обращение с важнейшими лекарственными препаратами. Правительство также будет иметь право наложить мораторий на открытие процедуры банкротства и на реализацию мер поддержки туроператоров.
Теперь, в
Только президент имеет право объявлять чрезвычайное положение. На него распространяется действие федерального конституционного закона. Существует два основных перечня оснований для его наложения. К ним относятся попытки изменить конституционный строй Российской Федерации путем насилия, вооруженного восстания и т.д. Вторая касается чрезвычайных ситуаций иного характера. Во время чрезвычайного положения конституционные права и свободы граждан могут быть ограничены, а выборы и референдумы не могут проводиться в районах, где введено чрезвычайное положение. Президент может назначить командующего чрезвычайным положением или учредить временную специальную администрацию. Чрезвычайное положение может быть введено для всей страны на 30 дней, для отдельных районов — на 60 дней, а затем при необходимости продлено. Чрезвычайное положение может продлеваться так часто, как это необходимо.
Источник в силовых структурах сообщил «Коммерсанту», что наделение правительства прямой ответственностью за введение чрезвычайного положения «повышает ответственность за принимаемые решения и скорость решения проблем».
Анатолий Выборный («Единая Россия»), член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, заявил «Коммерсанту»: «Смысл чрезвычайных мер полностью пересматривается. Смысл чрезвычайных мер полностью изменился. В этой ситуации правительство должно установить правила игры.
Комментарии и отзывы (2)
В среду 25 марта президент Владимир Путин обратился к нации и объявил «длинные выходные» с 28 марта по 5 апреля. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, в России нет эпидемии коронавируса и нет необходимости объявлять чрезвычайное положение. 5 марта 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал указ об объявлении режима повышенной готовности в связи с риском распространения коронавируса в Москве. По состоянию на 26 марта в России зарегистрировано 840 случаев заболевания, из них 182 — за последние 24 часа, 2 случая смерти.
Пока рано считать, что новых, более жестких ограничений не последует, говорит Дмитрий Бадовский, глава ISEPS: «Все зависит от того, удастся ли удержать эпидемическую ситуацию с помощью правительственного «плана А» — сдерживания вируса и выявления случаев заболевания. Важно будет оценить динамику заболевания после результатов «праздничной недели», объявленной президентом, говорит г-н Бадовский.
По мнению политолога Александра Пожалова, последствия карантинных мер — это «прямой удар по финансовой системе, деловой активности, «потребительской экономике» и «экономике услуг», которые сложились в последние годы, когда развитие ситуации с коронавирусом еще не предвиделось». В этих обстоятельствах властям придется реагировать быстрее, чем б
Ольга Плешанова, руководитель аналитических служб юридической фирмы «Инфралекс», напоминает, что чрезвычайная ситуация обычно считается форс-мажором, особенно если власти прямо определяют ее при введении. Форс-мажор означает невозможность исполнения обязательства и освобождение от ответственности, т.е. санкции за неисполнение, но не допускает неосновательного обогащения. Как форс-мажор влияет на конкретный договор, может решить суд в случае возникновения спора, однако в России работа судов приостановлена в связи с распространением коронавируса.
Ксения Веретенникова, Андрей Винокуров
Чрезвычайное и полномочное
Введение чрезвычайного статуса (ЧС) формально не ограничивает права граждан. Ни одно из положений федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не говорит о каком-либо ограничении прав граждан. Кроме того, согласно п. «д» ст. 4 (10) указанного закона, начальник гражданской обороны может принимать меры по защите населения и территории от чрезвычайной ситуации только в том случае, если они не ограничивают права и свободы человека и гражданина.
В то же время чрезвычайное положение требует от граждан соблюдения правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417. Некоторые из этих правил могут сильно затруднить осуществление гражданами своих прав. В то же время следует отметить, что в вышеуказанных нормативных актах также не говорится об ограничении прав граждан. Наши власти рассматривают повышенную готовность и чрезвычайное положение как изменение в процессе реализации прав граждан, вызванное объективными причинами, а не как приостановление прав. На мой взгляд, такое толкование отнюдь не является бесспорным и открыто для дискуссий. Однако это тема для отдельной статьи и обсуждения.
Большой интерес представляют положения статьи 19 Федерального закона «О чрезвычайных ситуациях», которая предоставляет определенные дополнительные права, особенно в отношении компенсации ущерба здоровью и имуществу в связи с чрезвычайной ситуацией. Давайте рассмотрим их подробнее. В частности, Федеральный закон «О чрезвычайных ситуациях» предоставляет это право гражданам Российской Федерации:
Конечно, все это выглядит очень красиво на бумаге…. Однако. Давайте проанализируем их по порядку. Наиболее важным из этих прав является «возмещение ущерба здоровью и имуществу, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций». Это право относится к статье 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации
Первый из них — обязанность соблюдать правила поведения при введении состояния повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417. Некоторые из этих правил могут быть весьма неудобными для рядового гражданина (ношение и предъявление удостоверения личности по требованию компетентных должностных лиц; запрет на действия, угрожающие безопасности, жизни, здоровью, гигиене и эпидемиологическому благополучию других лиц; запрет на пересечение ограждения, ограничивающего зону чрезвычайной ситуации или другую опасную зону и т.д.).
Стоит также подчеркнуть обязанность граждан при необходимости оказывать помощь в проведении спасательных и других экстренных мероприятий в чрезвычайных ситуациях. Мы хотели бы отметить, что чрезвычайная ситуация — это только «оказание помощи в проведении спасательных и других чрезвычайных мероприятий», а не их проведение.
Это в корне отличается от правил, устанавливающих дополнительные обязательства для граждан в чрезвычайных ситуациях, где все гораздо строже. В качестве примера можно привести хотя бы следующее:
Как правительство реагирует на вирус правкой законодательства
Наконец, хотелось бы отметить, что в данной статье рассмотрены только возможные (!) варианты влияния чрезвычайного и оперативного положения на права и обязанности граждан. Я уверен, что никаких насильственных выселений, конфискаций и «трудовых мобилизаций» не будет — даже при самых худших сценариях.
В то же время я хотел бы воспользоваться этой статьей, чтобы предостеречь тех, кто, не имея четкого понимания юридических тонкостей, призывает к введению чрезвычайного положения или состояния бедствия. Ни одна из этих договоренностей не обеспечит рядовым гражданам (включая бизнесменов) никаких дополнительных выгод или преимуществ по сравнению с нынешней ситуацией. Однако они могут привести к значительному сокращению прав граждан и наложению новых, обременительных и обременительных обязательств.
Это особенно касается положения о чрезвычайных ситуациях. Когда принимался соответствующий закон, законодательный орган рассматривал чрезвычайное положение как «последнее средство», которое должно вводиться только в критических ситуациях, когда под угрозой находится само государство. Как и любое сильнодействующее лекарство, чрезвычайное положение имеет серьезные «побочные эффекты». Не следует использовать его без необходимости.
Конечно, бывают ситуации, когда введение чрезвычайного или даже чрезвычайного положения оправдано и без него не обойтись. Но желать этого, требовать этого — просто недальновидно. Михаил Булгаков сказал: «Бойтесь своих желаний — они часто сбываются». Я подозреваю, что результаты чрезвычайного положения были бы крайне разочаровывающими для его сторонников и что они потребовали бы его отмены со второго дня. Чрезвычайное положение по своим правовым характеристикам очень похоже на военное чрезвычайное положение (хотя, конечно, имеет существенные правовые различия). И я бы предположил, что мало кто предпочел бы «законы».
Как страна отправляется в недельный оплачиваемый отпуск во избежание госпитализации
Права граждан во время ЧС и ЧП
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
- на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
- на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;
- на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанности граждан во время ЧС и ЧП
- Пункт «е» статьи 13 ФЗ «О ЧП» позволяющий проводить мобилизацию трудоспособного населения для аварийно-спасательных и других неотложных работ. Тут несколько иносказательно, но в тоже время достаточно явно говорится о введении обязательной трудовой повинности. При этом нигде не говорится, что работы должны совпадать с профессией привлекаемого к труду. Поэтому данный пункт не позволяет исключить возможность привлечения бездействующих офисных работников к неотложным работам в качестве, например, младшего медицинского персонала, то есть санитаров.
- Тот же пункт «е» статьи 13 ФЗ «О ЧП» разрешает, кроме всего прочего, и привлечение транспортных средств граждан для аварийно-спасательных и других неотложных работ. Хотя слова «реквизиция автотранспорта» и не употребляются, но речь, очевидно, идет именно об этом. И не стоит взывать к «священному праву частной собственности». Согласно части 1 статьи 242 Гражданского кодекса РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция). Возможно остается утешится только тем, что эта же статья Гражданского Кодекса обещает, что при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, бывший собственник сможет требовать через суд возврата ему сохранившегося имущества.
- Если очень хочется, то реквизировать имущество в случае ЧП можно будет не только у граждан, но и у частных предприятий (в более мягком варианте — частичное переподчинение предприятия государству). И они обязаны будут подчинится. Пункт «в» статьи 13 ФЗ «О ЧП» допускает мобилизацию ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентацию указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности. Полагаю, что все потери бизнеса, связанные с простоем в результате «режима повышенной готовности» покажутся по сравнению с этим детскими забавами.
- Что будет если хозяин-предприниматель не захочет «мобилизовать ресурсы своей организации», проигнорировав свои обязанности по Закону «О ЧП»? В таком случае на время действия чрезвычайного положения он будет отстранен от работы (согласно пункту «д» статьи 13 ФЗ «О ЧП»), а его место может занять назначенный государством «временно исполняющий обязанностей». Обращаю особое внимание, что такие отстранения возможны и в отношении руководителей негосударственных организаций.
- И даже уютная безопасная квартира (или дом) не могут во времена ЧП служить надежным убежищем. Пункт «а» статьи 13 ФЗ «О ЧП» предусматривает обязанность жителей подчинится решению о их временном отселении жителей в безопасные районы. Таким образом, режим ЧП теоретически позволяет временно отселить жителей квартала (или даже района) соседствующего с пораженным эпидемией в другое место. Небольшим утешением может быть только то, что такое отселение временно и не прекращает права собственности на жилье, а также то, что решение об отселении возможно только при условии обязательного предоставления таким жителям стационарных или временных жилых помещений.